nisfarm.ru

ЗИС-151 - грузовой автомобиль советского периода с тремя ведущими мостами

Советский грузовой автомобиль ЗИС-151 (фотографии размещены на странице) выпускался на Московском заводе имени Сталина с 1948 по 1958 год.

зис 151

Разработка

Первые трехосные опытные образцы были созданы в 1946 году. Один вариант грузовика, ЗИС-151-1, имел односкатные колеса и цельнометаллическую кабину от модели ЗИС-150. Второй образец, ЗИС-151-2, оснащался двускатными задними колесами и предназначался для перевозки многотонных грузов.

Оба автомобиля должны были пойти в крупносерийное производство. Часть машин планировалось выпускать для народного хозяйства, часть - для вооруженных сил. Армейские грузовики оснащались системой подкачки колес.

Летом 1947 года представители командования Советской армии принимали на вооружение грузовики ЗИС-151. На полигоне собрались высшие чины интендантства и генералы сухопутных войск. На сравнительные испытания вывели американский трехосный "Студебекер" и две модификации ЗИС-151.

зис 151 фото




Одни военные эксперты высказались за одинарные колеса, мотивируя свой выбор тем, что колея "след в след" предпочтительнее: расход топлива меньше, проходимость лучше. Остальные члены комиссии придерживались мнения, что грузовик с двойными скатами поднимет намного больше груза, а это немаловажно в полевых условиях. В итоге было принято решение поставлять в войсковые соединения двускатные грузовики.

ЗИС-151: технические характеристики

Весовые и габаритные параметры:

  • длина автомобиля - 6930 мм;
  • высота по линии кабины - 2310 мм;
  • ширина максимальная - 2320 мм;
  • высота по верху тента - 2740 мм;
  • дорожный просвет - 260 мм;
  • база колесная - 3665+1120 мм;
  • масса полная - 10 080 кг;
  • масса снаряженного автомобиля - 5880 кг;
  • грузоподъемность - 4500 кг;
  • объем двойного бензобака - 2 х 150 литров.

Силовая установка

На автомобиль ЗИС-151 устанавливался бензиновый двигатель марки ЗИС-121 со следующими параметрами:

  • рабочий объем цилиндров - 5560 кубических сантиметров;
  • мощность, близкая к максимальной, - 92 л. с. при частоте вращения 2600 об/мин;
  • число цилиндров - 6;
  • расположение - рядное;
  • диаметр цилиндра - 100, 6 мм;
  • ход поршня - 113,3 мм;
  • компрессия - 6 кг/см;
  • питание - карбюраторное, диффузорное;
  • охлаждение - водяное;
  • топливо - А-66, низкооктановое;

грузовик зис 151

Трансмиссия

Грузовик ЗИС-151 оснащается пятиступенчатой механической коробкой передач.

Передаточные числа:

  • пятая скорость - 0,81;
  • четвертая - 1;
  • третья - 1,89;
  • вторая - 3,32;
  • первая - 6,24;
  • задняя скорость - 6,7.

Раздаточная коробка двухступенчатой конструкции:

  • первая передача - 2,44;
  • вторая - 1,44.

Серийное производство

Первая партия ЗИС-151 сошла с конвейера в апреле-месяце 1948 года. Автомобили выпускались с комбинированной кабиной, собранной из деревянных деталей и металлических листов. Экстерьер машины напоминает обводы американского военного грузовика марки "Студебекер US6".

Грузовик ЗИС-151 был первым автомобилем отечественной разработки со всеми ведущими мостами. После того как производство достигло запланированного уровня, машину стали широко использовать в армейских частях. Военным отправляли модификации, которые могли быть полезны в полевых условиях:

  • ЗИС-151А, оснащенный мощной лебедкой;
  • ЗИС-151Б, седельный, полноприводный тягач;
  • ЗИС-153, экспериментальный полугусеничный грузовик.

зис 151 технические характеристики

Доработка

Первые годы эксплуатации военных грузовиков показали, что машина нуждается в доводке. Двускатные колеса не могли пройти по грязи, наматывали на протекторы вязкий грунт, и автомобиль останавливался. Приходилось очищать покрышки подручными средствами. Постепенно все грузовики переоборудовали, установили односкатные колеса, и проходимость повысилась.

Кроме того, пришлось дорабатывать двигатель, номинальная мощность в 92 лошадиные силы была недостаточной. Путем расточки цилиндров и увеличения степени сжатия удалось поднять мощность мотора на 12 л. с., но и этого было мало. Тяга двигателя стала оптимальной после изменения передаточных чисел трансмиссии.

Ходовая часть

Грузовик ЗИС-151 имеет рамную конструкцию, собранную из 10-миллиметрового швеллера. Клепанные соединения обеспечивают достаточную прочность рамы и лонжеронов, на которых крепится двигатель, трансмиссия и раздаточная коробка.

Два задних моста грузовика полностью идентичны по размерам, тормозным механизмам и креплениям. Вращение от двигателя и трансмиссии передается через карданные валы на дифференциалы, затем - на полуоси, которые оканчиваются мощными несущими фланцами. Колеса надеваются на полуоси и прикручиваются десятью гайками типа футорка.

Тормозная система сто пятьдесят первого построена по принципу пневматического давления. Компрессор нагнетает воздух в ресивер, а оттуда сжатый воздух под давлением в четыре атмосферы поступает в тормозные цилиндры.

Передние колеса монтируются на шкворневых цапфах с большим запасом прочности. Поворотные кулаки приводятся в движение тягами, которые взаимодействуют с червячным механизмом рулевой колонки. Гидроусилителя руля в то время не было, поэтому крутить баранку на тяжелом военном грузовике было под силу только физически выносливым и подготовленным рядовым срочной службы.

Sdílet na sociálních sítích:

Podobné
© 2021 nisfarm.ru