Оптимизация: преобразования, осуществляемые в целях улучшения образования
Школа - социальное государственное учреждение, основная задача которого – формирование у учеников определённой системы знаний, умений и навыков и воспитание личности в некоем духовно-нравственном, политическом и идеологическом ключе. За последние десятилетия в системе образования проводилось множество реформ, преследовавших, по большому счёту, положительные цели. Однако далеко не всё задуманное оказалось достигнутым, а многие результаты – очень даже сомнительными.
Реформа и оптимизация
Любая реформа представляет собой преобразования, осуществляемые в целях улучшения тех областей жизни или деятельности, в которых она проводится. Если говорить о школьном образовании, то тут речь идёт в первую очередь об оптимизации учебного процесса. Что это значит? Оптимальный - то есть лучший. Самый удобный, легкодоступный и результативный из множества подобных. В переносе понятия на нужды школьного образования «оптимизация» и есть те самые преобразования, осуществляемые в целях улучшения обучения и воспитания детей. Это подбор таких методических действий, которые позволят дать высококачественные знания при минимально возможных затратах времени и усилий как учителя, так и учеников. Естественно, что речь идёт о целой системе продуманных и сознательно отобранных форм, способов и приёмов обучения, вместе составляющих тот или иной метод. Более того, часто педагогические преобразования, осуществляемые в целях улучшения, требуют обновления всей методики преподавания в целом, а не отдельных её сфер или областей. Это связано с тем, что идеально универсальных методов в дидактике не существует. Какие-то наиболее оптимальными оказываются при одних условиях, другие – при противоположных.
Оптимизация и урок
Учитель, как творческая личность, должен находиться в состоянии непрерывного педагогического поиска и эксперимента, постоянно обогащая свою методическую копилку личными открытиями, опытом коллег и применяя накопленное на практике. В каждом конкретном случае это выглядит так: готовясь к уроку, учитель опирается на преобразования, осуществляемые в целях улучшения усвоения знаний, повышения интереса ребят к предмету, и т. д. Поэтому он и тему урока формулирует, и учебный материал подбирает, и формы его подачи продумывает. Все это нужно для того, чтобы с максимальной пользой потратить отпущенные ему 45 минут. Например, одно дело, если преподаватель на уроке русского языка в 5 классе просто прочитает правило из книги и предложит выполнять все упражнения подряд, до самой перемены. Детям будет скучно, неинтересно, они быстро утомятся, внимание рассеется, а результативность такого урока окажется равна нулю. И совсем другое, если весь урок пройдёт в форме сказочного путешествия, а новая тема и её закрепление окажутся преподанными как испытания для выручки из беды сказочных героев, и т. д. Подобное занятие относится к разряду нестандартных. Это именно то оптимизированное преобразование в целях улучшения учебного процесса, которое от педагога и требуется. Такой урок не только оставит яркий эмоциональный след в учениках, но и поможет полноценно усвоить изучаемый материал, глубоко понять его и надолго запомнить, сформирует алгоритм практического применения теоретических понятий. Следовательно, нестандартность – один из главных принципов оптимизации. Главных и необходимых. Достижение каждым отдельно взятым школьником максимально возможного для себя уровня в освоение учебной программы – основная оптимизационная цель. Процесс непрерывного улучшения преподавания ориентирован на неё, но эффективность поставленной задачи зависит в первую очередь от учителя, а во вторую – от самих детей, их семей, обстановки, в которой они растут, и других факторов.
Таким образом, именно преподаватель должен овладевать инновационными методиками, работать над собой, повышать квалификацию, чтобы его работа велась на основе оптимизации, а не по старинке.
- Экологическая культура личности как предмет воспитания
- Каким может быть медицинское учреждение?
- Петр Столыпин: краткая биография
- Как записаться в детский сад сегодня?
- Психоневрологический институт Бехтерева
- Сложный выбор: кем стать по профессии?
- Притязания - это что?
- Задача - это... Математика: задачи. Ответ задачи
- Что из себя представляет склеропластика глаз?
- Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского …
- Интеграция - это в педагогике... Определение, понятие, формы, функции интеграции в педагогике.…
- Цели профессионального спорта. Чем профессиональный спорт отличается от любительского?
- Онгоинги: что это такое и как в них разобраться?
- Умственное воспитание детей
- Проблемы образования в странах СНГ
- Воспитательная система школы
- Обучение в психологии - это что такое?
- Денежная реформа
- Волевые качества личности: описание и особенности формирования
- Как Стать Стервой Советы
- Вальдорфская педагогика: понятие, характеристика, основные принципы