Экологическая культура личности как предмет воспитания
Экология – это наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей его природной средой. Человек, как известно, является неотъемлемой частью природы и неразрывно с ней связан. Древние люди прекрасно понимали это, они поклонялись природе, она была их основной кормилицей. Сегодня такое отношение может показаться смешным. С древних времен прошли тысячелетия, человечество шагнуло далеко вперед в плане науки и техники, однако до сих пор не научилось управлять природной стихией и не до конца изучило многие ее явления. Некоторые современные ученые считают, что человеческая цивилизация находится на пороге уничтожения, причем уничтожит оно себя само. Загрязнение атмосферного воздуха отравляющими выбросами многочисленных заводов и фабрик, приводящее к увеличению онкобольных по всему миру, таяние ледников, приводящее к поднятию уровня мирового океана, сокращение многообразия животного мира вследствие истребления многих видов животных – это ли не «начало конца»? Сегодня экологические проблемы тревожат человечество как никогда раньше, во многих учебных учреждениях наряду с природоведением и географией детям рассказывают об экологии и проблемах загрязнения окружающей среды, все чаще на научных телевизионных каналах можно услышать такой термин, как «экологическая культура».
Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к исследованию основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся ее неотъемлемой частью. Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.
Не последнюю роль в экологическом воспитании детей играет семья, поскольку первые представления ребенка об окружающем его мире складываются не в школьный период, а гораздо раньше. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает начальные представления о различных жизненных формах и первые впечатления о природе. Экологическая культура ребенка должна формироваться с раннего детства. Это может происходить только при одном условии: если взрослые сами экологически образованны и имеют возможность показать своему малышу многообразие прекрасного окружающего мира и помочь наладить с ним взаимоотношения. К сожалению, в нашей стране множество семей не способно дать ребенку элементарное воспитание, не говоря уже о культуре и ее составляющих.
Большой вклад в развитие экологического воспитания российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. В 90-е годы 20 века российскими педагогами и психологами была предпринята попытка разработки специальных подходов к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых и т. д.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью общего образования будущего поколения. Однако и сегодня в данной области воспитания остается множество неразрешенных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребенок должен узнать раньше, о каких позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.
- Что такое осознанное сновидение?
- Что такое аутизм у ребенка и каковы его причины?
- Язычество – это религия или культурные традиции?
- Интересно, что такое обряды?
- Технология как часть общечеловеческой культуры: основные аспекты взаимосвязи
- Что такое тактичность или как себя вести
- Что такое природа. Сочинение о нашей планете
- Влияние человека на атмосферу: проблемы и их решение
- Воздействие - это... Как человек и окружающая среда влияют друг на друга?
- Как читать условные знаки погоды
- Почему во сне скрипят зубами люди
- Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в чем? Факторы и причины формирования…
- Эстетический – это прекрасный? Значение слова `эстетический`
- К какому классу относится человек разумный?
- Что такое разум человека? Удивительный мир, созданный разумом человека
- Экология человека – составная часть экологии как науки
- Общество и природа, их взяимосвязь и проблемы взаимодействия
- Структура культуры
- Проблемы современного общества
- К чему приведет дальнейшее таяние ледников в Гренландии?
- Эстетическое удовольствие для человека