Самоанализ урока
Учитель, как и все люди, может допускать ошибки и учиться на них. С другой стороны, педагог выполняет важнейшую функцию, связанную с деятельностью по обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. Поэтому представителям этой профессии очень важно выполнять свою работу качественно. Для контроля над деятельностью педагога существует ряд мероприятий, в том числе и анализ урока. Он позволяет выделить позитивные моменты, обратить внимание на то, с какой стороны нужно работать над улучшением педагогического мастерства. Однако все же, возможно, одна из лучших форм анализа – это самоанализ урока. Определяя самостоятельно, насколько его работа в течение 45 минут была эффективна, педагог критически переосмысливает свою деятельность, что помогает ему в будущем учитывать некоторые моменты.
Самонализ урока – это своего рода разложение урока на составляющие, сопоставление задач каждой из них и их реализации, целью чего является сравнить то, что было запланировано, с тем, что было осуществлено на уроке. Дает возможность педагогу самостоятельно оценить свою деятельность.
К анализу урока существует ряд важных требований. Одно из основных – это наличие важнейших знаний дидактического, психологического и методического характера. Учитель должен обладать умением выделять те показатели и позиции, по которым нужно анализировать урок. Ему нужно учитывать особенности учащихся и то, насколько они проявляют свои способности на уроке. Умение анализировать обоснованность поставленных задач, как и обоснованность плана-конспекта, очень важно. Нужно рассматривать самостоятельность мышления учеников на разных этапах урока, целесообразность действий педагога, связь между различными частями урока, методы мотивации. В конце стоит сравнить то, что педагог стремился сделать и то, чего он реально добился, а также стоит наметить меры, которые будут приняты с целью устранения недостатков.
Схема самоанализа урока приблизительно такова:
1. Тип, тема, дозировка времени.
2. Получили ли требования программы отражение в уроке? Какова была активность учащихся? Продумана ли была методика проведения отдельных частей урока? Что именно стоило бы изменить в процессе обучения новому материалу?
3. Какие цели развивающего плана были достигнуты? Были ли ученики вовлечены в умственную деятельность (а именно – осуществляли ли они мыслительные операции анализа, синтеза, классификации и пр.)? Какие межпредметные связи были установлены?
4. Каким образом осуществлялась воспитательная работа?
5. Характеристика взаимодействия учеников и учителя, исходя из дидактических принципов.
6. Были ли соблюдены требования к подбору методов?
7. Какие именно виды деятельности были использованы педагогом? Имелся ли контакт с учащимися?
8. Были ли соблюдены гигиенические требования? Достаточным ли было освещение? Были ли ученики рассажены с учетом их роста, зрения и пр.?
Самоанализ урока в начальной школе, к примеру, существенно отличается от того, который будет использован педагогами, работающими в старших классах. Поэтому, несомненно, приведенная информация имеет общий характер.
Казалось бы, что проще для опытного педагога, чем самоанализ урока? Ведь он обладает достаточным количеством методических знаний для того, чтоб рассмотреть свою же деятельность. Но на самом деле для многих педагогов куда проще провести большое количество открытых уроков, чем один раз сделать самоанализ урока. Не раз ведь бывало, что наблюдатель видит печальную картину – набор формальных фраз вместо обоснования своих действий педагогом. Такой страх перед необходимостью в саморефлексии свидетельствует о некоторой нехватке профессиональных качеств либо о том, что система управления внутри школы авторитарна по своей сущности. Чтобы не теряться и не сбиваться на пустые фразы, анализируя себя, учителю стоит пользоваться особой памяткой. Во многих школах такой документ вырабатывают на заседаниях педсовета.
Самоанализ урока является важной частью деятельности учителя, поскольку его анализ своего же собственного урока – это фактически его подготовка к проведению следующего урока, нередко с учетом своих же ошибок.
- Оптимизация: преобразования, осуществляемые в целях улучшения образования
- Карточки для развития ребенка: начать учиться никогда не рано. Развивающие карточки для занятий с…
- Сложный выбор: кем стать по профессии?
- КПД в WoT - что это и для чего нужно?
- Рекомендации и советы родителям: как подготовить ребенка к школе
- Кто такой режиссер театра и кино?
- Букмекерская контора `Балтбет`: отзывы игроков и сотрудников
- Формирование УУД на уроках в начальной школе у детей
- Интеграция - это в педагогике... Определение, понятие, формы, функции интеграции в педагогике.…
- Психолого-педагогическое образование: кем работать?
- Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО?
- Что такое САПР? Системы автоматизированного проектирования: классификация, практическое применение
- Значение имени Ляля: характер и судьба
- Как выучить химию самостоятельно с нуля: эффективные способы
- Предпочтение - это что такое? Значение, синонимы и примеры
- Обязанности социального педагога в школе в России
- `Проблема выбора профессии` - сочинение (ЕГЭ) для школьников
- Как нарисовать таксу: пошаговый урок
- Организация как система и её некоторые функции
- Что включает в себя профессиональная компетентность педагога?
- Как проводится работа с родителями в школе?