Обязанности социального педагога в школе в России
Большинство людей довольно смутно представляют обязанности социального педагога в школе, но, так или иначе, сталкивались с результатами деятельности этого сотрудника. Обычно считается, что функционал социального педагога ничем не отличается от обязанностей учителя
Obsah
- Задачи социального педагога
- Обязанности социального педагога
- Профилактическая работа социального педагога
- Взаимодействие социального работника с учителями и родителями
- Социальный работник и ФГОС
- Требования к личности социального педагога
- Особенности деятельности социального педагога в школе-интернате
- Психологическая помощь детям-сиротам
- Внеклассная деятельность социального работника
Задачи социального педагога
Социальный педагог – это человек, который обеспечивает коммуникацию между учеником, родителями, администрацией школы и сторонними организациями.
Обязанности социального педагога
- Контроль взаимодействия между учащимися, создание здорового климата в коллективе.
- Организация полезного досуга школьников, адаптация их в социуме, помощь в эффективном взаимодействии детей и взрослых.
- Постоянное общение с семьями учащихся, особенно с «неблагополучными».
- Отслеживание процесса общения учащегося с семьей, устранение возможного насилия со стороны родителей.
- Анализ коммуникации между школьниками и их педагогами, устранение спорных вопросов.
- Защита интересов детей в общественных организациях.
Как видно из вышеизложенного, обязанности социального педагога в школе считаются архиважными, ведь дети – это будущее нашей страны, и помочь ученикам влиться в социум – основная задача такого педагога. Поэтому можно смело сказать, что эта специальность очень важна для любой среды, где обитают дети.
Профилактическая работа социального педагога
В основные обязанности социального педагога в школе входит профилактическая работа:
- разъяснение учащимся о вреде табакокурения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов;
- пропаганда спортивных кружков и здорового образа жизни;
- привлечение школьников к общественно-полезной работе.
В большинстве стран мира система образования предусматривает наличие социального педагога, ведь все понимают важность той задачи, которая возложена на такого сотрудника. Обязанности социального педагога в школе в России разительно не отличаются от функционала такого сотрудника в другой стране, ведь фактически ими преследуется одна глобальная цель – воспитать людей с активной гражданской позицией, высоким уровнем нравственных качеств и развитым патриотизмом. А это главная задача любого государства.
Взаимодействие социального работника с учителями и родителями
В обязанности социального педагога в школе входит не только общение с детьми, но и помощь взрослым. Такие люди обычно помогают учителям завоевать уважение среди учащихся, грамотно организовать процесс образования, чтобы заинтересовать учеников в школьном предмете. Такой педагог обязан присутствовать на родительских собраниях, давать рекомендации родителям по поводу воспитания их чад, анализировать степень социальной адаптации самих родителей и осуществлять посильную помощь в коммуникации между родителями и детьми: зачастую родители настолько заняты процессом зарабатывания денег, что совсем забывают о воспитании.
Социальный работник и ФГОС
Любой сотрудник общеобразовательного учреждения в своей деятельности должен руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом. Обязанности социального педагога в школе по ФГОС включают в себя:
- сформировать из ребенка полноценную личность вне зависимости от уровня его успеваемости;
- использовать в своей деятельности новые технологии – быть современным;
- пробудить в ребенке исследовательский интерес путем внедрения самообразования, ведь знания, полученные самостоятельно, являются наиболее продуктивными;
- руководствоваться системно-деятельностным подходом к обучению – индивидуальный подход к каждому ученику;
- раскрывать его особенностей и талантов, изменение процесса обучения - учить ученика учиться;
- организовывать внеклассные мероприятия.
Требования к личности социального педагога
Такая профессия, как социальный работник, обязывает человека обладать следующими качествами:
- Профессиональная компетентность: умение не просто объяснять, а вызвать интерес к процессу обучения – из учителя превратиться в сопровождающего.
- Цельность: способность созидать и взращивать в ребенке самостоятельность и активность в процессе обучения.
- Высокая нравственность.
- Гибкость: способность к применению инновационных технологий.
Можно сказать, что эта профессия является очень ответственной. В процессе поиска сотрудника обязанности социального педагога в школе для резюме следует указать как можно более полно, чтобы соискатели заранее могли оценить свои способности к этой уникальной профессии.
Особенности деятельности социального педагога в школе-интернате
В последние десятилетия Россия пережила тяжелые времена: экономические кризисы, проблемы на рынке труда, нестабильная внешнеполитическая обстановка - все это очень сильно сказалось на детях. Появляется все больше семей, в которых дети превращаются в социальных сирот, сталкиваются с насилием и жестокостью со стороны родителей. Дети, оставшиеся без родителей, направляются в школы-интернаты и детские дома. Разумеется, в таких учреждениях социальный психолог сталкивается с более глобальными задачами, помимо становления личности ребенка – это защита его интересов и прав (право на жилье, пособия и т. д.) и работа с семьями, готовыми взять на себя ответственность за детей-сирот. В обязанности социального педагога в школе-интернате входит:
- установление правового статуса маленького гражданина;
- выяснение информации о местонахождении родителей и прочих родственников ребенка, его жилищных условиях и состоянии здоровья;
- обеспечение интересов и прав ребенка;
- определение ребенка в школу-интернат.
В процессе обеспечения конституционных прав ребенка социальный работник взаимодействует с судами, налоговой инспекцией, Сберегательным банком, федеральной миграционной службой и пенсионным фондом.
Психологическая помощь детям-сиротам
Постоянно сталкиваясь с домашним насилием, поступая в школу-интернат, ребенок находится в состоянии сильнейшего стресса, ведь детская психика хрупка и податлива, к тому же то, что переживают такие дети, и для взрослых будет испытанием. А значит, задача социального работника – адаптировать такого ребенка к коллективу в интернате, зажечь в нем желание жить, вернуть веру в людей и тягу к знаниям. Также важно провести профилактику вреда употребления наркотиков и алкоголя, потому что в состоянии стресса ребенок может захотеть уйти от реальности в наркотическую эйфорию, чего случиться категорически не должно. Кроме того, очень важно объяснить ребенку, что он не является ущербным и ущемленным в правах по сравнению с детьми из благополучных семей, просто так сложилась жизнь. В таких тяжелых ситуациях прекрасно действует отвлечение в виде хобби. Это может быть спорт, чтение, вышивка - любое увлечение подойдет, потому что помимо морального удовлетворения происходит дополнительное раскрытие личности и маленькому человеку намного проще будет определиться с тем, кем же он хочет стать в будущем.
Внеклассная деятельность социального работника
Любой социальный работник должен быть прекрасным организатором, потому что в основные обязанности социального педагога в школе входит и организация различных мероприятий, в том числе и праздничных. Организовать тематические праздники, такие как Новый год, День защитников отечества, Международный женский день, обычно труда не составляет. Проблемы возникают с мероприятиями в рамках учебного процесса: они направлены на развитие не только учащихся, но и учителей, и родителей. Например, день самоуправления, вебинары по повышению уровня коммуникативности для учителей и родителей учащихся, семинары по повышению педагогической осведомленности родителей. Как правило, родители учеников слишком заняты, чтобы вести активную школьную жизнь. Задача социального педагога – привлечь к общественной жизни максимальное число родителей.
Итак, рассмотрев основные аспекты деятельности, можно сделать вывод о том, что задачи и обязанности социального педагога в школе носят глобальный характер. Такой человек должен любить свою работу и понимать ту степень ответственности, которая на него возлагается. Дети – это хрупкие существа, личность которых формируется в школьные годы, поэтому задача социального педагога – организовать процесс перехода ребенка во взрослую жизнь максимально комфортно, помочь ему понять свое предназначение, мечты, стремления.
Нужно научить ребенка общаться со сверстниками, педагогами и прочими гражданами, направить его по пути саморазвития, нивелировать возможность употребления вредящих здоровью препаратов. Но самая важная задача социального педагога – объяснить ребенку понятие Родины и повысить уровень патриотизма.
- Тьюторство в образовании - это... Что такое тьюторство в дошкольном образовании
- Кто такой аутист? Приговор или надежда?
- Крестная мама и крестный отец: обязанности
- Конвенция, определяющая права и обязанности ребенка: основные положения
- Основные права и обязанности граждан РФ
- Основания для лишения родительских прав в Российской Федерации
- Притязания - это что?
- Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского …
- Поздравление классному руководителю с днем рождения от учащихся и родителей
- Социальное жилье как получить? Предоставление социального жилья
- Интеграция - это в педагогике... Определение, понятие, формы, функции интеграции в педагогике.…
- Социальное регулирование и его виды
- Социальный интерес - это что такое? Формы социального взаимодействия
- Как использовать читы на `Симс 4` на потребности?
- Воспитательная система школы
- Самоанализ урока
- Начинающему руководителю: система методов управления персоналом.
- Ни одна теория конфликта не является абсолютной
- Личностно-ориентированный подход в обучении
- Что включает в себя профессиональная компетентность педагога?
- Как проводится работа с родителями в школе?