Тьюторство в образовании - это... Что такое тьюторство в дошкольном образовании
Сейчас все стараются адаптировать условия образования и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В современном обществе люди пытаются максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями. Для этого на всех ступенях образования вводятся инклюзивные технологии, которые позволяют ребенку социализироваться. И один из таких методов - это тьюторство в образовании.
Obsah
Что это такое
Тьюторство в образовании - это сопровождение семей или детей, у которых имеются особые потребности в обучении и воспитании. Внедрение данного вида деятельности является важным шагом в их социализации. Так же тьюторство широко используется для сопровождения проблемных семей, в том числе и для детей с девиантным поведением.
Само слово "тьютор" пришло к нам из английского языка и в переводе означает "домашний учитель". И это принципиальное различие: такой человек отличается от привычных педагогов дошкольных и школьных учреждений. Так как одной из первостепенных его задач является защита ребенка и помощь в его социализации.
Тьюторство в образовании - это закрепление за ребенком наставника, который сможет помочь ребенку и скорректировать его развитие.
Основные аспекты
Несмотря на то что данный вид педагогической деятельности появился относительно недавно, ее стараются внедрить в образовательные институты. Но сложность этой профессии заключается в том, что на тьютора не учат в вузах, хотя специальность совсем не такая простая, как может показаться на первый взгляд:
- Тьютор помогает решить проблему с обучением, которая часто возникает из-за того, что учебная программа не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Все это влияет на успеваемость, усвоение материала и поведение ребенка на занятиях.
- Тьютор должен помочь личностному развитию ребенка и раскрытию его потенциала. Он должен суметь заинтересовать, найти нестандартные подходы, расширить поле исследовательской деятельности своего подопечного.
- Тьютор сопровождает его на всем образовательном пути. Поэтому можно сказать, что этот вид деятельности нацелен на достижение конечного результата.
Как видно из всего вышеперечисленного, тьюторство в образовании - это не простая поддержка детей или семей. Это помощь ребенку в учебе, культурном и личностном развитии.
Технология тьюторства
Названный вид педагогической деятельности относится к гуманитарному сопровождению ребенка. Основная технология в тьюторстве - педагогическая поддержка и учебно-воспитательное взаимодействие. Под этим подразумевается, что ребенок совершает действие, а тьютор создает необходимые для этого условия.
Используются следующие методики:
- разбор практических ситуаций;
- демонстрация окружающим достигнутых результатов;
- дебаты - эта методика широко используется в занятиях с подростками, для которых важно формирование соревновательного и коммуникативного навыка.
Реализуются перечисленные методики при помощи следующих технологий:
- составления портфолио;
- групповой и индивидуальной консультации;
- проведения тренингов;
- применения информационных технологий.
Рассмотрев, что такое тьюторство, и какими методами оно осуществляется, следует более подробно проанализировать эту педагогическую деятельность в дошкольных и школьных учреждениях.
Работа тьютора в ДОУ
Введение сопровождения еще на этапе раннего развития ребенка помогает скорректировать и предупредить дальнейшие проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе обучения. Именно в дошкольном возрасте тьютор закладывает основы для успешного освоения социальных норм и личностного развития.
Тьюторство в дошкольном образовании подразумевает активное участие и родителей, потому что для малышей главным ориентиром являются взрослые. Глядя на их модель поведения, ребенок перенимает некоторые их особенности. И задача тьютора состоит в том, чтобы увидеть возможные трудности в развитии и скорректировать их.
Тьютор разрабатывает индивидуальный маршрут с учетом всех особенностей подопечного. Он должен включать разнообразные способы исследовательской и познавательной деятельности, чтобы стимулировать у малыша интерес к самостоятельному получению знаний.
Сопровождение в школьных учреждениях
Тьюторство в школе подразумевает интеграцию в коллективе детей с особыми потребностями в обучении. Такое сопровождение помогает особым детям социализироваться в обществе. А у детей, окружающих такого ребенка, воспитывается чувство толерантности, ответственности и заботы по отношению к сверстникам и другим людям.
Закрепление за ребенком педагога-тьютора не означает, что он ежеминутно опекает ученика. Наоборот, он стремится поддерживать в нем самостоятельность. Это не школьный учитель (его задачей не является преподавание) и не психолог, задача которого состоит в том, чтобы скорректировать психическое развитие и создать нужную атмосферу для ученика.
Тьютор, скорее, - это друг, который помогает раскрыться творческому потенциалу подопечного, преодолеть неуверенность в себе, скорректировать проблемы в обучении. Для этого и разрабатывается индивидуальная программа с учетом всех особенностей ребенка. При этом не стоит забывать, что тьютор должен взаимодействовать с учителями и другими специалистами (психологом, логопедом) и родителями, чтобы добиться нужного результата.
Проблемы тьюторского сопровождения
В современном образовании наличие во всех образовательных институтах (ДОУ, школе) педагога-тьютора позволило бы решить многие проблемы в обучении и социализации детей. Но почему-то такая практика существует не во всех учреждениях. Дело в том, что положение этого педагога достаточно шатко и неопределенно в образовательном сообществе.
Самая главная проблема - это отсутствие программ, по которым готовили бы тьюторов. Так как они работают с детьми, имеющими особые потребности в развитии, то нельзя, чтобы в этой сфере работали неквалифицированные педагоги. И них должно быть, как минимум, педагогическое образование, потому что такой специалист должен знать все закономерности физического и психического развития ребенка, а также методики взаимодействия с детьми и родителями.
К сожалению, в детских садах и школах не прописаны должностные инструкции для тьютора, и чаще всего наличие этой должности даже не предусмотрено в штате. Все это, конечно, не создает благоприятную рабочую обстановку для педагога.
Кто может работать тьютором
Несмотря на то что пока профессиональные учреждения названных специалистов не готовят, необходимость в них с развитием инклюзивного образования возрастает. Тьютором может стать любой человек, имеющий педагогическое образование. Очень важно и наличие определенных личностных качеств: желания помогать, готовности к постоянному саморазвитию, ответственности, любви к детям.
Тьютор должен уметь находить подход к каждому ребенку и способствовать раскрытию его личностного потенциала, успешному взаимодействию с окружающими людьми. Тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.
- Самая интересная сказка для ребенка: какая она и про что?
- Экологическая культура личности как предмет воспитания
- Кто такой аутист? Приговор или надежда?
- Что такое плосковальгусные стопы у детей и как их лечить
- Как лечить ангину у детей? Полезные советы
- Что такое аутизм у ребенка и каковы его причины?
- Правила перевозки ребенка в автомобиле должны знать все родители!
- Оптимизация: преобразования, осуществляемые в целях улучшения образования
- Антибиотик `Флемоксин солютаб` для детей. Отзывы и область применения
- Основания для лишения родительских прав в Российской Федерации
- Учим малышей: как разговаривают животные
- Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского …
- Сложные прилагательные. Примеры сложных прилагательных
- Интеграция - это в педагогике... Определение, понятие, формы, функции интеграции в педагогике.…
- Обязанности социального педагога в школе в России
- Умственное воспитание детей
- Средняя зарплата воспитателя детского сада в Москве и Московской области
- Воспитательная система школы
- Вальдорфская педагогика: понятие, характеристика, основные принципы
- Личностно-ориентированный подход в обучении
- Как проводится работа с родителями в школе?