`Армения` (теплоход). Трагедия 20-го века
"Армения" - теплоход, гибель которого долгое время скрывали власти. Около тысячи человек погибло на его борту во время наступления немцев на Севастополь. 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, произошла эта ужасная трагедия. У южного берега Крыма ушла на дно "Армения" - теплоход, который считался одним из лучших кораблей Черноморского флота. Об этой катастрофе было запрещено что-либо сообщать. Только в 1989 году был снят гриф "совершенно секретно" с книги, изданной Наркоматом ВМФ СССР, в которой говорилось об этой трагедии. В ней не было подробностей – лишь скупо сообщались координаты и время гибели боевых судов и кораблей, включая интересующее нас судно.
Obsah
- Характеристика теплохода "Армения"
- Теплоход становится санитарно-транспортным судном
- Заслуги "Армении"
- Защита судна
- Транспортировка раненых и эвакуация жителей
- Обстоятельства, предшествовавшие трагедии
- Отплытие "Армении"
- Выход из Ялты и гибель "Армении"
- Действительно ли Октябрьский отдал приказ об отплытии не ранее 19 часов
- Кому подчинялся Плаушевский
- Выжившие
- Поиски "Армении"
Характеристика теплохода "Армения"
Теплоход был спроектирован инженерами под руководством Я. Копержинского, главного конструктора. В ноябре 1928 г. он был спущен на воду. Это судно было одним из шести лучших пассажирских судов, которые бороздили Черное море. Дальность плавания "Армении" составляла 4600 миль. "Армения" - теплоход, который мог перевозить 518 пассажиров в классных каютах, 317 палубных пассажиров и 125 "сидячих", а также груз весом до 1 тыс. тонн. При этом судно могло развивать скорость до 27 км/ч. Шестерка лучших кораблей (кроме "Армении", в нее входили "Абхазия", "Украина", "Аджария", "Грузия" и "Крым") начала обслуживать линию Одесса - Батуми - Одесса. Эти суда перевезли тысячи пассажиров до 1941 г.
Теплоход становится санитарно-транспортным судном
"Армению" с началом войны спешно переделали в санитарно-транспортное судно. Курительный салон был переоборудован в аптеку, рестораны превращены в перевязочные и операционные, в каютах были сделаны дополнительные подвесные койки. Плаушевский Владимир Яковлевич, которому в то время было 39 лет, был назначен капитаном. Старпомом стал Знаюненко Николай Фадеевич. Экипаж "Армении" состоял из 96 человек, а также 75 санитаров, 29 медсестер и 9 врачей. Дмитриевский Петр Андреевич, главный врач железнодорожной больницы города Одессы, которого хорошо знали многие в этом городе, стал руководителем медперсонала. На палубе и на бортах появились ярко-красные кресты, хорошо заметные с воздуха. Большой белый флаг с изображением Красного Креста был поднят на грот-мачте.
Однако эти меры не спасали госпитальные суда. Авиация Геринга с первых же дней войны осуществляла налеты на них. Санитарные транспорты "Антон Чехов" и "Котовский" были повреждены в июле 1941 г. А "Аджария", атакованная пикирующими бомбардировщиками и объятая пламенем, выбросилась на мель на глазах у всей Одессы. Такая же участь в августе постигла и "Кубань".
Заслуги "Армении"
Красная армия, теснимая противником, несла большие потери в тяжелых боях. Было очень много раненых. На борту "Армении" в любую погоду днем и ночью трудился медперсонал. Судно совершило 15 невероятно опасных и тяжелых рейсов с ранеными. "Армения" перевезла около 16 тыс. бойцов, не считая стариков, детей и женщин, которые были размещены в каютах членов экипажа.
Такова вкратце история теплохода "Армения".
Защита судна
До сих пор остается много загадочного в обстоятельствах гибели этого корабля. В "Хронике Великой Отечественной…", рассекреченной в 1989 году, говорится, что теплоход "Армения" (фото представлено выше), "Кубань", а также учебное судно "Днепр" осуществляли рейсы из Одессы вместе с эсминцем "Беспощадный". Безусловно, это уберегало суда от атак немецкой авиации.
Манштейн со 2-й армией стремительно наступал на Крым. Командование ЧФ не было готово к этой атаке. Перед войной учения флота сводились только к боевым походам и "уничтожению" морских десантов. Никто не мог и подумать, что Севастополь придется оборонять с суши.
Транспортировка раненых и эвакуация жителей
Немцы быстро взяли под контроль все сухопутные трассы. Мирные жители полуострова (около 1 млн человек) оказались в ловушке. Подготовленным войскам Гитлера противостояли разрозненные части Красной Армии. Они не давали русским большого шанса одержать победу. Жители Крымского полуострова к началу ноября 1941 года начали массово покидать его. В городах с приближением войск фашистов началась паника. Люди вели настоящую борьбу за посадку на любой транспорт.
На улицах Севастополя в октябре и ноябре 1941 г. царила неразбериха. Из города эвакуировали все что можно. Госпитали, оборудованные в самом Севастополе и в штольнях, были полны раненых, однако кто-то отдал распоряжение немедленно эвакуировать весь медперсонал. Уже в наши дни, подъезжая к городу, из окна автобуса или вагона в районе Инкермана можно заметить глыбы и огромные нагромождения камней. Это взорванные госпитали, находившиеся в штольнях. Только легкораненые были эвакуированы оттуда на корабли по приказу Сталина. Е. Николаева, медсестра этого госпиталя, свидетельствует, что штольню вместе с "нетранспортабельными" взорвали, чтобы раненые не достались противнику. Представитель СМЕРШа руководил взрывными работами. Два доктора отказались эвакуироваться. Они погибли вместе с ранеными.
Ф. С. Октябрьский, вице-адмирал ЧФ, постоянно при себе держал эсминец "Бойкий". Он уклонялся от решения задач, связанных с охраной госпитальных и пассажирских судов и формированием конвоев при переходе морем. Октябрьский считал, что эти вопросы должны решать руководители гражданского флота. Это стало одной из причин, по которой на дне Черного моря оказалось множество лучших пассажирских судов вместе с находившимися там людьми.
Обстоятельства, предшествовавшие трагедии
По показаниям очевидцев и найденным документам удалось восстановить события, которые предшествовали выходу в море теплохода "Армения" 6 ноября 1941 г. Судно находилось на внутреннем рейде. "Армения" спешно принимала множество эвакуированных и раненых граждан. Обстановка на судне была очень нервозной. Налет немецкой авиации мог начаться в любую минуту. Основная часть боевых кораблей Черноморского флота вышла в море по приказу Октябрьского, в том числе и крейсер "Молотов", где находилась единственная на флоте радиолокационная корабельная станция "Редут-К".
В Карантинной бухте, кроме "Армении", грузился теплоход "Белосток". "Крым" принимал людей и оборудование у причала Морзавода. Погрузка на этих кораблях осуществлялась непрерывно. Плаушевский, капитан "Армении", получил приказ отплыть из Севастополя в 19 часов 6 ноября. Судно должно было следовать в Туапсе. Лишь небольшой морской охотник под командованием П. А. Кулашова, старшего лейтенанта, был выделен для сопровождения.
Отплытие "Армении"
Капитан Плаушевский понимал, что при таком сопровождении лишь темная ночь способна обеспечить теплоходу скрытность плавания и защитить его от атаки противника. Каковы же были досада и удивление капитана, когда ему приказали выйти из города не в вечерних сумерках, а в 17 часов, когда было еще светло. Ведь гибель санитарного теплохода "Армения" в этом случае была неминуемой.
Выйдя в 17 часов из Севастополя, теплоход отшвартовался в Ялте лишь спустя 9 часов, т. е. примерно в 2 часа ночи. Историки выяснили, что в пути был получен новый приказ: зайти в Балаклаву и забрать оттуда работников НКВД, медперсонал и раненых, поскольку немцы продолжают наступать.
Выход из Ялты и гибель "Армении"
Плаушевскому доложили, что работники НКВД, партактив и 11 госпиталей с ранеными ожидают погрузки в Ялте. Когда адмиралу Ф.С. Октябрьскому стало известно, что "Армения" должна выйти из Ялты днем, он передал командиру приказание не отплывать до 19 часов, то есть до темноты. По крайней мере, так говорится в записках адмирала. Октябрьский отметил, что не было средств обеспечить прикрытие судна с моря и воздуха. Командир получил приказ, но тем не менее вышел из Ялты. Немецкие самолеты-торпедоносцы атаковали его в 11 часов. "Армения" была потоплена. После попадания в нее торпеды она находилась на плаву в течение 4 минут.
Действительно ли Октябрьский отдал приказ об отплытии не ранее 19 часов
Отсутствие документов, которые были уничтожены в 1949 г. или позже, бросает на него тень. Историки не могут не заподозрить, что Октябрьский пытался найти себе оправдание спустя годы после этой трагедии. Но нужно признать, что как командующий флотом адмирал знал обстановку на театре боевых действий. Он знал, где находится теплоход "Армения" и время, когда она отплыла от берега. Знал Октябрьский и то, что это судно, лишенное охранения, при господстве в воздухе немецкой авиации является идеальной мишенью для пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. Гибель теплохода "Армения" в 1941 году в случае отплытия днем легко было предвидеть. Поэтому весьма вероятно, что распоряжение о том, чтобы ждать ночи, он все-таки передал Плаушевскому. Однако на судне случилось какое-то зловещее событие, которое заставило капитана ослушаться этого приказа. В этом заключается еще одна тайна гибели теплохода "Армения".
Кому подчинялся Плаушевский
Вернемся назад, чтобы исследовать события. Доподлинно известно, что переданный капитану Плаушевскому первоначальный приказ был сформулирован четко: необходимо забрать медперсонал и раненых и следовать из Севастополя в Туапсе ночью. Затем был получен срочный приказ о том, что для спасения раненых и партактива нужно следовать в Ялту. Время выхода "Армении" из Севастополя было изменено – предстояло отправиться на 2 часа раньше, в 17 часов. Третий приказ, который был передан капитану, заставил его также забрать раненых и представителей местной власти, не заходя в Балаклавскую бухту. Четвертый приказ, который Плаушевский получил рано утром 7 ноября от Ф.С. Октябрьского, предписывал отплывать из Ялты вечером, не ранее 19 часов. Странным образом он оказался нарушен. Капитан отправил в открытое море теплоход "Армения", гибель которого стала одной из величайших трагедий Великой Отечественной войны.
Плаушевский, несомненно, проигнорировал этот приказ лишь потому, что ему пришлось подчиниться другой власти, которая находилась на борту. Ею были сотрудники СМЕРШа и НКВД, принятые на судно. Люди, оставшиеся на причале, видели, как Плаушевский, прежде чем скомандовать об отдаче швартовых, находился в ярости. Он громоподобно ругался и был похож на загнанного зверя. И это Плаушевский, о котором сослуживцы отзывались как об исключительно выдержанном и хладнокровном человеке. Безусловно, капитану угрожали те, кто спешил покинуть Ялту. Они обещали ему расправу за отказ подчиниться.
Выжившие
"Армения", вышедшая из Ялты рано утром в сопровождении морского охранника, была сразу же атакована двумя торпедоносцами. Ей не удалось пройти и 30 миль. После торпедирования судно находилось на плаву 4 минуты, а затем затонул теплоход "Армения" (1941 год, 7 ноября). Только восьмерым находившимся на борту удалось спастись. В их числе был военнослужащий Бурмистров И. А. и старшина Бочаров. Видел гибель "Армении" и П. А. Кулашов, старший лейтенант и командир морского охотника. Когда он вернулся в Севастополь, его допрашивали в НКВД целый месяц, а затем выпустили.
Поиски "Армении"
Так получилось, что на картах не было точно указано, где затонул теплоход "Армения". Место гибели его можно определить лишь приблизительно. Американские и украинские поисковики предприняли совместные попытки обнаружить остатки судна, в том числе с помощью нашедшего "Титаник" глубоководного аппарата Билларда. Было обследовано множество возможных мест затопления. Самый современный поисковый аппарат использовался в 2008 году. Указанный квадрат был исследован 27 раз вдоль и поперек! Стоимость экспедиции оценивается в 2 млн долларов. В результате нее был найден затонувший баркас, старинный парусник, гильзы от снарядов. Однако так и не удалось обнаружить остов "Армении", длина которой составляла 110 метров.
Нельзя исключать вероятность того, что судно могло соскользнуть по склону на большие глубины, где отыскать его очень непросто. Возможно, где-то там и находится теплоход "Армения" на дне. Фото этого участка показали, что характер его рельефа не исключает такой вероятности. Однако возможно и то, что специалисты просто не там ищут. Капитан, понимая безвыходность создавшегося положения, мог в последний момент принять решение двинуться обратно, на Севастополь, под защиту авиации и зенитной артиллерии главной базы флота. Однако вероятнее всего то, что Плаушевский во исполнение директивы, подписанной в 2 часа ночи самим Сталиным, получил распоряжение вернуть обратно персонал госпиталей. Первым пунктом в этом документе было прописано, что Севастополь не следует отдавать немцам ни в коем случае. Это означает, что надо искать судно не у Гурзуфа. Вполне вероятно, оно находится на траверзе мыса Сарыч, западнее места, где его искали. Этот участок до сих пор не был исследован.
Будем надеяться, что в скором времени будет найден теплоход "Армения". 1941 год навсегда остался одним из самых трагических в истории Севастополя. События времен Великой Отечественной войны должны быть изучены более подробно, а "Армения" поднята со дна. Поиски теплохода "Армения" продолжаются.
- Павел Слободкин: центр и его особенности
- Затонувшие корабли - сколько их на дне морей и океанов? Какие тайны они унесли с собой?
- Трагедия в `Трансвааль-парке`: ошибка или преднамеренный расчёт?
- Герцог Ицхак - еврейский деятель
- `Козьма Минин` - теплоход с историей
- Морское сражение у мыса Гангут (1714 год)
- Ледокол `Москва` 1960 года: фото, аналоги
- Моонзундское сражение в разных военных конфликтах
- Авианосец `Ляонин`. Флагман флота КНР
- Теракты в США. История терактов в США
- Украинский фрегат `Гетман Сагайдачный`
- Громкое крушение кораблей. Где грань между правдой и вымыслом?
- Крейсер `Аврора` - корабль, известный одним выстрелом. Основные характеристики,…
- Описание эсминца `Быстрый` (фото)
- Крушение небес: авиационная катастрофа
- Теплоход `Россия`: плата за войну
- Теплоход `Александр Фадеев`: описание, рейсы, цены
- Монеты Армении: история
- Синопское сражение
- День аэрофлота: дата, история, традиции
- Прощание с `вождем народов`. Где похоронен Сталин сейчас