`Ока`, двигатель: описание, объем, ремонт
Автомобильные двигатели отличаются друг от друга не только техническими и конструктивными особенностями, но и моделями машин, на которые они, собственно, и устанавливаются. Довольно необычным мотором является двигатель "Оки" - автомобиля, невероятно распространенного и популярного как в советское, так и в настоящее время.
Obsah
Описание
Автомобиль "Ока" оснащается двигателем на карбюраторной основе четырехтактного типа. Отличительной чертой его конструкции является распределительный вал, размещенный в верхней части мотора.
Двигатель обладает неплохим техническим потенциалом благодаря цилиндрам с рядным расположением. Система охлаждения двигателя представлена жидкостной циркуляцией закрытого типа, благодаря чему функционирование поддерживается в любых климатических условиях. Комбинированная смазочная система двигателя ВАЗ "Ока" обеспечивает бесперебойную работу механизмов и прочих деталей.
Конструкция
Двигатель "Оки" представляет собой видоизмененный мотор от ВАЗ-21083. Вес силового агрегата удалось уменьшить в два раза, благодаря чему обеспечивается высокий КПД и небольшой расход топлива.
Двигатель основан на классическом четырехтактном силовом агрегате, работающем на бензине. Основные особенности - рядное расположение цилиндров и размещение распределительного вала в верхней части, что позволило повысить мощность.
Смазочная система двигателя комбинированная - под давление и разбрызгивание. Использование такой системы обеспечивает постоянное снабжение деталей и механизмов маслом и исключает масляное голодание. Система охлаждения жидкостная, благодаря чему автомобиль не перегревается при высокой температуре окружающей среды.
На сегодняшний день двигатели "Оки" по объему представлены в двух типах:
- 650 кубических сантиметров;
- 750 кубических сантиметров.
Обслуживание двигателя
Техническое обслуживание мотора "Оки" включает в себя замену смазочных материалов и регулировку зазоров клапанов.
Для замены моторного масла требуются следующие инструменты:
- емкость для слива отработанной жидкости;
- ключ на 17;
- новое моторное масло;
- отвертка.
Процедура замены моторного масла
При необходимости смены типа моторного масла в двигателе ВАЗ "Ока" производятся следующие манипуляции:
- В систему заливается промывочное масло до минимальной отметки, после чего запускается мотор. Проработать в холостом режиме двигатель "Оки" должен в течение 10 минут - за это время жидкость очистит систему и уберет накопившуюся грязь.
- Промывающая жидкость сливается и производится замена масляного фильтра. Делается это для того, чтобы в новое масло не попала грязь из фильтра.
- В двигатель на "Оку" новое моторное масло заливается до максимальной отметки. По истечении 10 минут смазочная жидкость при необходимости доливается.
Регулировка зазоров цилиндров
Между стержнем и кулачком клапана в двигателе "Оки" предусмотрен зазор, который компенсирует расширение деталей во время работы. Размер зазора влияет на открытие и закрытие клапана, поэтому за этим необходимо следить каждый день.
Проверка зазора осуществляется только на холодном двигателе "Оки" - все детали в таком случае находятся в стандартном состоянии. Минимальный зазор выпускного клапана должен составлять 0,35 миллиметра, впускного клапана - 0,2 миллиметра. При несоблюдении данных параметров наблюдается нестабильная работа двигателя "Оки".
Счет клапанов осуществляется от распределительного вала: выпускными являются первый и четвертый клапаны, впускными - второй и третий. Регулировка клапанов может проводиться в любой последовательности - соблюдать порядок нет необходимости.
Возможные неисправности двигателя
Владельцы автомобилей "Ока" с двигателями объемом 650 кубических сантиметров чаще всего сталкиваются с вибрацией и повышенным шумом при работе. Причиной этого являются балансирные валы, шум от которых проявляется при прогреве мотора. Несмотря на то что многие автовладельцы, столкнувшиеся с такой проблемой, пытаются осуществить ремонт двигателя "Оки", такой уровень шума считается нормальным.
Увеличенные зазоры клапанов также могут стать причиной появления дополнительного шума. Устраняются они регулировкой клапанов. Причина вибрации конструктивная и объясняется наличием только двух поршней, рабочий ход которых составляет 2 оборота коленвала, соответственно, один поршень в процессе работы проворачивает коленвал на 360о.
Деформация прокладки ГБЦ
Основная причина прогара прокладки - неточность размеров прокладок, изготавливаемых на заводе, и неправильная затяжка головки блока, что приводит к неполному обжатию прокладки. При ремонте двигателя "Оки" повторно использовать уплотняющий элемент запрещается - прокладка обязательно должна быть заменена, при этом особое внимание должно уделяться ее качеству, поскольку детали с задирами и прочими дефектами устанавливать не стоит.
Сложности с запуском
Причиной сложного запуска мотора "Оки" объемом 750 кубических сантиметров является компоновка моторного отсека и диафрагма топливного насоса. В полостях насоса образуются топливные пары под воздействием высоких рабочих температур блока двигателя, что приводит к проблемам с запуском, поскольку силовой агрегат не рассчитан на перекачивание газообразной среды.
Устранить такую неисправность можно довольно просто - достаточно разместить на корпусе насоса влажную тряпку. Таких мер достаточно для того, чтобы доехать до ближайшего СТО и произвести замену диафрагмы.
Отсутствие искры
Искра в цилиндрах двигателя "Оки" образуется посредством катушки зажигания по бесконтактной схеме. Катушка расположена в моторном отсеке таким образом, что при прохождении автомобилем луж на нее может попадать вода, что приводит к ее отказу, невозможности повысить напряжение и запустить двигатель.
Система охлаждения
Неисправности системы охлаждения стандартны для всех двигателей ВАЗ. Чаще всего автовладельцам приходится сталкиваться с перегревом двигателя из-за отказа помпы ввиду ее низкого качества. Аналогичная проблема с термостатом. Возникшие неисправности устраняются только заменой всех элементов.
Проблемы с электроникой
Чаще всего из строя выходят электронные датчики, причиной чего становится низкое качество российской автомобильной электроники в целом и плохой монтаж самих датчиков на двигатели.
Тюнинг двигателя
Многие автовладельцы для повышения технических характеристик, мощности и проходимости прибегают к тюнингу двигателя. Спектр соответствующих процедур весьма широк и может выполняться автолюбителем самостоятельно при наличии определенного инструментария и опыта.
Тюнинг двигателя автомобиля "Ока" включает в себя следующие процедуры:
- Замена воздушного фильтра и головки блока цилиндров, карбюратора и распределительного вала. Перечисленные работы представляют собой минимум, который входит в первый этап тюнинга.
- Двигатели, устанавливаемые на автомобили "Ока", отличаются небольшим объемом, что исправить невозможно. Единственный выход - установка другого силового агрегата, однако данная процедура затратная и трудоемкая. Можно прибегнуть к чип-тюнингу, который позволяет повысить компрессию и крутящий момент, снизив при этом расход топлива.
- Некоторые специалисты рекомендуют проводить шлифовку толкателя, коллектора и распределительного вала. Такие работы позволяют повысить мощность двигателя и сделать его работу бесперебойной.
Нюансы сборки двигателя
При сборке мотора "Оки" необходимо обращать внимание на некоторые нюансы:
- При сборке двигателя обязательно меняются расходные материалы - прокладки клапанной крышки, поддона, ГБЦ, выпускных труб.
- Болты головки блока цилиндров затягиваются в определенной последовательности.
- В конце проводится регулировка двигателя: совмещаются метки распредвала и коленвала, проверяются тепловые зазоры и натягиваются приводные ремни. Расположение меток распредвала и коленвала можно посмотреть на фото двигателя "Оки" в руководстве по эксплуатации.
Стоимость двигателя
Приобрести б/у мотор автомобиля "Ока" можно за небольшую сумму - от 6 до 20 тысяч рублей. Новый двигатель обойдется в два-три раза дороже - порядка 50 тысяч рублей. Минимальная цена автомобиля "Ока" в базовой комплектации составляет двести шестьдесят тысяч рублей. Приобретать машину лучше всего в салонах официальных дилеров, поскольку в сторонних магазинах стоимость может варьироваться.
Автомобиль "Ока" - неплохое транспортное средство, оснащаемое надежным двигателем средней мощности, ремонт и техническое обслуживание которого не потребуют от автовладельца значительных капиталовложений.
- Мотоблок `Рысь`: технические характеристики, навесное оборудование, отзывы
- `Мухтар` (снегоход): характеристики, особенности комплектации и фото
- Бензиновый двигатель
- Термостат - признаки неисправности и способы решения проблемы
- ЗМЗ-513: технические характеристики, фото и отзывы
- `Тойота-Хайлюкс`: новое поколение не за горами
- Описание и технические характеристики `Хендай-Матрикс`
- Что такое защита двигателей?
- Как устроена система питания карбюраторных двигателей?
- Какой должен быть объем масла в двигателе и как определить его уровень?
- `Вебасто` как работает? Принцип действия `Вебасто`
- Falcon Speedfire - универсальный байк для тех, кто любит мощь и скорость
- Kawasaki Ninja 300 - твой первый среди спортивных
- Устройство двигателя автомобиля. Описание, принцип работы
- ЗИС-151 - грузовой автомобиль советского периода с тремя ведущими мостами
- Самый надежный двигатель для легкового автомобиля
- Как устроен бесщеточный двигатель
- `Исузу Форвард`: характеристика, стоимость и обслуживание
- Какие бывают виды мотоциклов: фото и названия
- Ауди А7: отзывы и характеристики
- Скутеры Stels Vortex: обзор и характеристики