Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Полоса отвода автомобильной дороги - это что?
Автомобильная дорога является объектом, принадлежащим к транспортной инфраструктуре. Предназначение ее - движение транспортных средств. Включает данный объект в себя всю совокупность земельных участков в пределах так называемой полосы отвода автодороги, а также конструктивные элементы и необходимые дорожные сооружения, расположенные на этих участках или под ними. Данные конструкции относятся к технологической части.
Obsah
- Полоса отвода автомобильной дороги - что это такое?
- А что такое дорожная одежда?
- Все по проекту
- На чем основаны запреты
- Главные размеры
- Как ограничивается внедорожное пространство
- Что говорят стандарты
- Как ограничивается использование данной территории
- Что по факту представляет собой эта полоса
- Границы полосы отвода автомобильной дороги - это что?
- Имеются ли какие-то ограничения?
Предназначение автомобильной дороги - обеспечивать непрерывное, безопасное и круглогодичное движение транспорта согласно расчетных скоростей, установленных габаритов и нагрузок при заданной интенсивности движения на всем сроке службы.
Полоса отвода автомобильной дороги - что это такое?
Этим термином обозначается выделяемая на местности полоса. Назначение ее - расположение на ней дороги, а также постройка любых вспомогательных сооружений и высадка придорожных зеленых насаждений. Понятие временной полосы отвода включает то пространство, которое отведено под устройство бокового резерва, карьера, стройплощадки (при необходимости) и после окончания строительного процесса будет рекультивировано и возвращено землепользователю.
Земляным полотном именуют комплекс грунтовых сооружений инженерного назначения, существующий в форме выемок, насыпей и т. д. Предназначение их - служить основанием для так называемой дорожной одежды автодороги. Возведение земляного полотна производится из грунта (местного или привозного) при условии обеспечения его устойчивости, включая откосы, обочины и подстилающие естественные грунты.
В структуру земляного полотна входят также те водоотводные сооружения, которые с ним связаны, - дренажные устройства, канавы, кюветы, резервы.
А что такое дорожная одежда?
Так называют многослойную конструкцию, которую укладывают поверх земляного полотна. Она служит для приёма нагрузки от движущегося транспорта и передачи ее грунту. Устраивается дорожная одежда как на проезжей части, так и на обочине дороги.
Конструкция ее выполняется согласно специальному расчету. Состоит она из нескольких слоев - покрытия, его основания вместе с дополнительным слоем. Дорожная одежда может быть жесткой (цементно-бетонной) или нежесткой (песочной, битумной, щебневой и т. п.).
Жесткое - то покрытие, основание которого - монолитное (из цемента, бетона) или же сборное из армированных бетонных плит. Если бетона в составе слоев конструкции не предусмотрено, такая дорожная одежда считается нежесткой.
На расположенном ниже фото - полоса отвода автомобильной дороги.
Все по проекту
Давайте теперь рассмотрим, на каких принципах строятся основные расчеты, согласно которым ведется строительство новых автомобильных дорог, а также реконструкция старых. Как известно, для грамотной организации абсолютно любого процесса требуется правильный алгоритм. Это относится и к проектированию новой конструкции, например, автодороги. Основным рычагом в данном случае выступает принцип стандартизации компонентов проектирования, которое ведется на основе имеющихся регламентированных документов.
Как и в любой отрасли строительства, проектирование и прокладка автомобильной дороги производится по нормам имеющихся государственных стандартов. Геометрия строящейся дороги размечается согласно техническим требованиям, касающимся заданных условий эксплуатации.
Согласно смыслу приведённого выше определения, полоса отвода автомобильной дороги подразумевается в виде некоторой площади участка, прилегающего непосредственно вплотную к ней. Именно здесь происходит размещение главных конструктивных элементов пути следования и здесь же, как правило, располагают и объекты, назначение которых - сервисное обслуживание "дорожного" профиля.
На чем основаны запреты
В то же время полоса отвода автомобильной дороги с двух сторон окружена прилегающими придорожными полосами. Данное зарезервированное пространство запрещено к использованию для посторонних объектов. Чем же это вызвано?
Данный запрет базируется на ряде немаловажных факторов, а именно:
1. Возможности будущей перепланировки дороги или ее расширения.
2. Обеспечении удобства и доступности в случае возникновения необходимости работы по реконструкции объекта.
3. Доступности полотна для очистки его в условиях зимней погоды.
Главные размеры
Давайте рассмотрим те параметры, согласно которым происходит проектирование вышеуказанной полосы отвода для участка автодороги. Границы данной территории устанавливают в зависимости от ряда нормализованных параметров, с помощью которых возможна планировка будущего участка. Площадь объекта принимается шириной, зависящей напрямую от того, к какой категории принадлежит проектируемый путь. Каковы же эти значения?
- Для дорог 5-й категории ширина составляет 25 м.
- Полоса отвода автомобильной дороги 4 категории, как и 3-й, имеет размер 50 м.
- Наиболее широкой является полоса автодороги, принадлежащей к 1-й либо 2-й категории. Значение этого параметра в данном случае равно 75 м.
В отдельных случаях принятые значения могут быть подвержены корректировке. Например, если автомобильная дорога связывает между собой федеральные центры, подъездная ширина полосы отвода ее принимается равной 100 метрам.
Таким же данный параметр принимается и тогда, когда речь идет о полосе отвода автомобильной дороги федерального значения или функция ее - организация объездной траектории города, численность населения которого - до 250000 человек. В том случае, если число жителей превышает указанную цифру, габаритный размер принимается равным 150 м.
Иногда задают вопрос - сколько метров полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте? Но уже из определения видно, что в городах и селах устройства ее не требуется. Согласно нормам проектирования полоса отвода автомобильной дороги в населенном пункте не предусмотрена.
Как ограничивается внедорожное пространство
Данный вспомогательный участок может иметь различную структуру. Если рассматривать наиболее простой случай, то конфигурация придорожной площадки подразумевает насыпь, подошва которой своей полосой соответствует нормативно узаконенной ширине отвода. Верхняя часть насыпи служит непосредственно для движения автомобилей. Примыкающая площадка составляет не менее чем по 3 м с обеих сторон.
Увеличение основного размера полосы отвода возможно путем ввода следующих конструктивных элементов и дополнений:
1. Боковых резервов.
2. Нагорных канав.
3. Кюветов.
4. Банкетов.
Проектируя автомобильную дорогу и рассчитывая ширину рассматриваемого участка, всегда принимают во внимание ее уровень. При более высоком расположении ширина полосы отвода автомобильной дороги - это расстояние между крайними нижними точками подошвенных откосов. В противоположном случае в качестве того же параметра принимается ширина необходимой для обустройства выемки, измеряемая в разрезе между кромками внешних откосов поверху.
Что говорят стандарты
Нормы отвода создавались на основе характерных параметров насыпи. Имея в распоряжении цифровое значение высоты полотна и размер откоса (крутизну его катетов), можно относительно легко рассчитать данный параметр для автомобильных дорог разного класса с учетом степени оснащения их дополнительными компонентами.
Цифровых показателей в обозначении нормы может быть один, два или три. В компактном и ёмком виде информацию можно представить подобным образом: 36/32/60. Как же расшифровывается данный набор цифр?
Цифры первого разряда характеризуют ширину территории отвода, при которой учитывается боковая видимость отличного качества. Второе число обозначает ту ширину, которая требуется для участка отвода при проектной конфигурации кюветов. Последнее число - ширина, которая требуется в случае размещения по бокам резервов.
Как ограничивается использование данной территории
В пределах зарезервированной под полосу отвода территории запрещается осуществлять ряд действий, а именно:
1. Организовывать и проводить любой вид деятельности, не имеющий непосредственного отношения к ведению дорожных работ.
2. Располагать любые здания, предназначение которых не связано с дорожным обслуживанием.
3. Распахивать землю.
4. Валить деревья.
5. Производить выпас животных.
6. Монтировать любые рекламные конструкции без оформления специального на то разрешения.
7. Устанавливать указатели, несущие второстепенную информативную функцию.
В случае обладания нормативными цифрами параметров каждой полосы отвода процесс проектирования новой дороги происходит значительно проще и быстрее. Но не следует забывать о том, что данный стандарт не распространяет свои требования на определённые участки. К таковым можно отнести места подходов к мостам и тоннелям, путь, проложенный по гористой местности или в дорожно-климатической зоне.
Что по факту представляет собой эта полоса
На любой из трасс (точнее, на ее обочине) полоса отвода автомобильной дороги - это участок земли, занятый лесопосадками, разного рода водоотводящими сооружениями, линиями электропитания и связи и снегозащитными заборами. Чаще всего пределы ее обозначены при помощи специализированных знаков. Установку последних ведут в тех местах, где дорожное полотно изгибается. Расстояние между ними - не менее четверти километра.
По своей сути полоса отвода автомобильной дороги - это самостоятельный инженерный объект, требующий отдельного проектирования. До процесса воплощения в реальность вся относящаяся к делу техническая информация обязана храниться в распоряжении специальных дорожных служб.
Выше мы уже упоминали о ширине полосы отвода автодороги в зависимости от принадлежности к определенной категории. То есть фактически она не может быть менее 25 м шириной. В тех местах, где необходимо возведение защитных сооружений, ширина ее подлежит изменениям с учетом параметров каждого из них.
Границы полосы отвода автомобильной дороги - это что?
Чем же очерчиваются рамки полос отвода, и какие факторы влияют на данный процесс? Основана процедура на требованиях планового характера, касающихся формирования автомобильных путей совместно с объектами дорожного сервиса.
Наиболее важные параметры, согласно которым и вычисляются данные пределы, включает в себя список, состоящий из:
1. Величины угла земляного откоса.
2. Наличия (отсутствия) боковых резервов.
3. Имеющихся требований по технике безопасности.
4. Числа полос движения.
5. Дорожной категории.
6. Требуемой высоты насыпи либо глубины обустраиваемой выемки.
Имеются ли какие-то ограничения?
Внедрение упомянутых выше норм в деле проектирования отводной дорожной полосы испытывает на себе действие ряда ограничений. Их разрешается не соблюдать на определённых участках дорог. Каких именно?
1. Тех, при прокладке которых не требуется оформление проектных документов.
2. Обладающих откосами, превышающими по высоте 12-тиметровый уровень.
3. Расположенных в горной либо значительно пересечённой местности, среди водоемов, в зонах пойм и вблизи тоннелей, мостов и путепроводов.
- Указательные знаки дорожного движения: перечень. Правила дорожного движения
- Что такое воинская обязанность? Определение, особенности, требования и закон. Федеральный закон…
- 222 Статья ГК РФ: `Самовольная постройка`. Комментарии
- Происхождение, значение слова `дорога` и примеры
- Что такое подпорная стена
- Что такое схема планировочной организации земельного участка?
- Почему подвал - самое холодное место в доме в любое время года
- Дебаркадер - это что? Чем дебаркадер может быть полезен в строительстве?
- Шнек для бурения земли: изготовление
- Северная и Южная рокадная дорога столицы. История реализации проекта. Что сделано сегодня?
- Строительство дорог. Почему дороги стоят так дорого?
- Классификация автодорог. Перечень федеральных дорог России
- Остановка и стоянка (ПДД). Остановка и стоянка транспортных средств
- Детская железная дорога (Кемерово): режим работы и расписание
- Ведущие `Главной дороги` на НТВ
- Класс ответственности зданий и сооружений
- Проекты организации дорожного движения (ПОДД): организация безопасности на дорогах
- Современная агломерация – это...
- Земельные ресурсы и их значение
- СНиП `Пожарная безопасность`
- Правила парковки