ФЗ 73 `Об объектах культурного наследия`: изменения. Ст. 61 закона 73-ФЗ `Об объектах культурного наследия`
Культурное наследие должно находиться под охраной государства. Об этом говорит статья 72 российской Конституции, а также ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", который будет рассмотрен далее. Итак, подробнее.
Obsah
О предмете регулирования закона
Согласно статье 1 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия", предметом регулирования нормативного акта являются следующие моменты:
- процесс формирования и ведения реестра объектов культуры;
- отношения, которые возникают в сфере поиска, сохранения и пользования объектами культуры;
- особенности владения и распоряжения объектами культуры;
- соблюдение общих принципов охраны культурных объектов государственными органами.
В статье 2 говорится о правовом регулировании представленной области. Здесь стоит отметить, что ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" – далеко не единственный юридический источник, который регулирует отношения в сфере культуры. Тут необходимо выделить, конечно же, российскую Конституцию, гражданское законодательство, благодаря которому регулируются имущественные отношения, а также Земельный кодекс и некоторые другие нормативные акты.
Про культурные объекты
Статья 3 ФЗ 73 "Об объектах культурного наследия" закрепляет основные группы этих объектов. Что здесь стоит выделить? Согласно закону, объектами являются предметы материальной культуры, а именно: отдельные виды недвижимого имущества, произведения живописи, скульптуры, научно-технические средства и прочие элементы.
Что понимается под объектами археологической культуры? Согласно закону, это скрытые в почве следы существования человека. Объектами археологии являются в основном могильники, курганы, городища, селища, предметы искусства, орудия труда и т.д.
Объекты культуры делятся на следующие виды:
- памятники, а именно отдельные сооружения или постройки;
- ансамбли, то есть группы памятников;
- места достопримечательного характера, а именно особо ценные творения человека или природы.
Все представленные виды культурного наследия нужно хранить под строгим надзором государства. Именно о контроле со стороны властей и будет рассказано далее.
Полномочия государства в области хранения культурного наследия
В статье 9 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" закрепляются основные виды государственных функций в рассматриваемой сфере. Стоит напомнить, что работа с культурными объектами отмечена в статье 72 Конституции РФ, в которой рассказывается о разграничении полномочий федерации и субъектов. Именно поэтому региональные власти также могут исполнять определённые виды деятельности:
- проведение инвестиционной политики в сфере хранения культурных объектов;
- формирование и закрепление ограничений при пользовании культурными объектами;
- определение политики в области государственной охраны;
- утверждение целевых программ регионального типа и участие в федеральных;
- установление принципов работы организаций, занимающихся сохранением культурного наследия;
- включение того или иного объекта в реестр культурного наследия;
- осуществление экспертизы культурно-исторического характера;
- составление перечня объектов, которые не подлежат отчуждению;
- выдача разрешений на проведение профессиональной деятельности по изучению или сохранению культурных объектов;
- осуществление иных функций, установленных в федеральном законодательстве.
Важнейшей функцией государства в отношении культурных объектов остается, конечно же, контрольно-надзорная деятельность. Именно про нее и будет рассказано далее.
О государственном надзоре
В статье 11 закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" что подразумевается под государственным надзором? Это деятельность соответствующих федеральных органов по предупреждению, пресечению, а также выявлению преступлений и правонарушений, направленных на умышленную или неумышленную порчу элементов культуры.
Предметом государственного надзора является соблюдение соответствующими инстанциями требований следующего характера:
- содержание и пользование объектами культуры;
- осуществление деятельности в границах объектов культурного наследия;
- соблюдение требований регламентов градостроительного типа в границах объекта культуры.
Какими правами обладают должностные лица? Вот что выделено в нормативном акте:
- запрос и получение информации от органов власти;
- беспрепятственное проведение проверок соответствующих объектов культуры;
- выдача специальных предписаний.
Органы охраны культурных объектов могут привлекаться судом для участия в соответствующем делопроизводстве.
О проведении экспертизы историко-культурного характера
Историческая экспертиза является важнейшей составляющей в области работы с объектами культурного наследия. Что это за экспертиза, для чего она нужна? Статья 28 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия" (с изменениями от 2017 года) гласит, что проведение подобного рода экспертиз необходимо в следующих целях:
- проведения дискуссий по поводу включения того или иного объекта в реестр культурного наследия;
- определения типа и категории того или иного культурного объекта;
- обоснования изменения категории какого-либо объекта;
- установления требований к градостроительным регламентам;
- уточнения сведений об объекте и т.д.
Проведение экспертизы позволяет сохранять объекты культуры. Именно об этих процессах будет рассказано далее.
О сохранении объектов культуры
Статья 40 рассматриваемого нормативного акта говорит о мерах, направленных на качественное обеспечение физической сохранности историко-культурных ценностей. Работы по реставрации, ремонту, консервации - все это входит в деятельность по сохранению тех или иных объектов культуры.
В статье 47.2 говорится о необходимости обеспечивать финансирование соответствующих культурных фондов, занимающихся работой с объектами культуры. За неисполнение своих профессиональных обязанностей на такие фонды может быть возложена ответственность. Об этом гласит ст. 61 ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия". Физические или юридические лица могут быть подвержены уголовной, административной или гражданской ответственности за нарушение указанных в рассматриваемом законе норм. В статье 61 говорится также о необходимости возмещать ущерб, если тому или иному культурному объекту был причинен вред. То же самое касается восстановительных работ в ходе археологических мероприятий. Так, реставрация культурного объекта после нанесения ему вреда все равно не освобождает от ответственности.
Какие изменения были внесены в закон в 2017 году? В нормативном акте незначительно поменялось содержание статьи 52.1 и синопсиса.
- Федеральный закон `О некоммерческих организациях` (последняя редакция)
- Федеральный закон № 214-ФЗ: суть закона об участии в долевом строительстве, действующая редакция
- 135-ФЗ: закон `О благотворительной деятельности`
- 273-ФЗ `О противодействии коррупции`: общая характеристика закона
- 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. `Об основах охраны здоровья граждан в Российской…
- Основные способы принятия конституции
- Государственные награды Российской Федерации. Перечень государственных наград, фото
- Федеральный закон 129-ФЗ `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных…
- Что такое КоАП РФ, расшифровка аббревиатуры. КоАП РФ с последними изменениями
- 315-ФЗ `О саморегулируемых организациях`: описание закона с последними изменениями
- ФЗ 416 `О водоснабжении и водоотведении`: комментарии, изменения и описание
- Ст. 454 ГК РФ: `Договор купли-продажи`
- Исходно-разрешительная документация для строительства
- Крутицкое подворье в Москве: описание, история, время работы, месторасположение и интересные факты
- Волгоградский дебаркадер - плавучая пристань на озере Денежном. Сгорел при пожаре
- Всемирное наследие Греции, Австрии, Венгрии и Аргентины - история, описание и интересные факты
- Методы культурологических исследований
- Юридические свойства Конституции РФ
- Конституция РФ: сколько глав в основном законе государства?
- Межнациональные конфликты: характеристика, причины и основные классификации
- Морфология культуры: виды и основные ценности