Федеральный закон `О некоммерческих организациях` (последняя редакция)
В любом государстве существует громадное количество некоммерческих организаций. Это довольно важные для общества образования, имеющие своей целью не извлечение прибыли, а достижение каких-то целей, необходимых для социума. Действие подобных инстанций в Российской Федерации регулирует Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Основные положения этого законопроекта будут рассмотрены в статье.
Obsah
О некоммерческих организациях
Как правило, некоммерческие организации создаются для достижения каких-то определенных целей: управленческих, культурных, социальных, благотворительных, образовательных, научных и т. д. Любое общественное благо, вроде разрешения спора или конфликта, защиты прав или интересов, удовлетворения материальных или духовных потребностей - все это может являться целями некоммерческого объединения. Таким образом, подобные организации являются, в первую очередь, социально ориентированными.
Федеральный закон "О некоммерческих организациях", а именно вторая его статья, гласит о том, что рассматриваемые объединения могут быть созданы только в строгом соответствии с установленными законом формами.
Предмет регулирования
Основным предметом Федерального закона "О некоммерческих организациях" является гражданско-правовое положение представленных инстанций. Виды и типы объединений некоммерческого типа, их организационно-правовые формы, возможности финансирования - все это входит в предмет настоящего законопроекта.
Федеральный закон №7 "О некоммерческих организациях" определяет порядок формирования и функционирования представленных инстанций на территории Российской Федерации. При этом закон не распространяется на кооперативы потребительского типа, на товарищества, состоящие из собственников жилья, а также на дачные гражданские объединения некоммерческого типа. Не регулирует рассматриваемый закон государственные органы и корпорации.
Правовое положение
Федеральный закон "О некоммерческих организациях" закрепляет правовое положение рассматриваемых инстанций. Так, объединение некоммерческого типа должно создаваться как юридическое лицо с момента ее регистрации государством. Оно должно иметь в собственности и управлении определенное имущество, за которое обязано отвечать. Любое некоммерческое объединение должно иметь свой баланс и смету.
Стоит также отметить, что рассматриваемые организации могут открывать счета в банках, устанавливать сроки работы, а также публиковать собственную символику в виде гербов, эмблем, геральдических знаков, флагов или гимнов. При этом символика должна соответствовать требованиям закона (не должна никого оскорблять). Символика должна быть зарегистрирована в соответствующих инстанциях.
Типы некоммерческих организаций
Вся вторая глава рассматриваемого законопроекта посвящена основным видам некоммерческих организаций. Так, в статье 6 Федерального закона (№7 ФЗ) "О некоммерческих организациях" говорится о религиозных и общественных организациях. Создаются подобные объединения для удовлетворения духовных или прочих нематериальных потребностей граждан. Статья 6.1 говорит о создании общин малочисленных коренных народов. Необходимость их создания, скорее всего, очевидна: сохранение имеющихся в общине традиций и обычаев. Статья 6.2 гласит о формировании казачьих обществ. Цель здесь - возрождение и популяризация российского казачества.
Статья 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях" гласит о создании благотворительных или любых других социально-направленных фондов. Правила создания, требования к функциям фондов, ответственность за нарушения - все это присутствует в седьмой статье. Похожая тема присутствует и в статье 7.1, речь в которой идет о государственных корпорациях. Основным отличием фонда от государственной корпорации является степень подчиненности властям. В статье 7.2 речь идет о государственной компании - организации, не имеющей членства, и созданной российскими властями для оказания государственных услуг.
В статье 8 говорится о так называемых некоммерческих партнерствах - объединениях, основанных на членстве. Наконец, статья 9 предоставляет информацию о частных учреждениях - специальных объединениях, создаваемых частным собственником.
Деятельность некоммерческих организаций
Основные виды деятельности рассматриваемых объединений также рассматриваются в Федеральном законе "О некоммерческих организациях". Статьи 7-10 гласили о типах подобных объединений, но ничего не говорили об их функционировании. Статья 24 рассматриваемого законопроекта закрепляет основные виды деятельности организаций некоммерческого типа. Здесь стоит отметить, что объединения могут осуществлять как один, так и сразу несколько видов функционирования. Самое важное здесь - отсутствие противоречий законодательству РФ и соответствие установленным ранее целям. При этом закон может накладывать некоторые ограничения на действие некоммерческих организаций, но только на основании специальных лицензий.
Объединения некоммерческого типа имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, но только если это поспособствует достижению установленных целей.
О создании некоммерческой организации
Статья 13 рассматриваемого законопроекта закрепляет основные принципы формирования некоммерческой организации. Безусловно, здесь все будет зависеть от типа объединения. Однако существует несколько обобщенный механизм, в соответствии с которым должны создаваться некоммерческие организации.
Как правило, объединения некоммерческого типа формируются путем их учреждения или реорганизации другого объединения. Решение об учреждении организации принимаются, соответственно, учредителем. В его роли может выступать:
- Правительство Российской Федерации.
- Местная администрация муниципального образования.
- Частное физическое лицо.
- Юридическое лицо.
О самих учредителях будет подробно рассказано далее.
Об учредителях
Федеральный закон РФ "О некоммерческих организациях" гласит о том, что учредителями объединений рассматриваемого типа могут быть только дееспособные граждане или юридические лица - в том числе иностранцы и лица без гражданства. Однако зависеть все будет, в первую очередь, от организационно-правовых форм самой организации. А кто не может выступать в качестве учредителя? Вот на кого указывает закон:
- иностранцы или лица, не имеющие гражданства, в отношение которых принято решение "О нежелательности пребывания на территории РФ";
- объединении или организации, деятельность которых ограничена или приостановлена законами-
- граждане, в отношении которых заведены дела о содержании в их действиях экстремистских признаков.
Стоит также отметить, что субъекты Российской Федерации становятся учредителями для создания бюджетных или казенных организаций в РФ. Муниципальные образования выступают в качестве учредителя для создания муниципального казенного или бюджетного образования.
Ликвидация некоммерческой организации
Как и любая другая организация, некоммерческое объединение должно ликвидироваться в особом порядке, а также в полном соответствии с законными требованиями и нормами. Так, статья 19 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (последняя редакция от 19.12.2016) гласит о том, что должна быть создана специальная ликвидационная комиссия, которая обязана сделать следующее:
- поместить в органы печати информацию о государственной регистрации организации;
- анонсировать закрытие объединения;
- заявить о сроках и порядке закрытия организации.
При этом срок заявления требований не может составлять менее двух месяцев со дня публикации данных о ликвидации объединения. Далее ликвидационная комиссия обязана составить так называемый промежуточный баланс, в котором должны быть указаны все основные сведения о составе имущества организации. После того как ликвидационная комиссия рассчитается с кредиторами, учредителями некоммерческой организации будет принято соответствующее решение о закрытии объединения.
Управление
На данный момент не существует какого-то единого порядка управления некоммерческими организациями. Структура, порядок формирования, сроки функционирования, способы управления и многое другое - все это закрепляется локальными актами самой организации. Однако если учредителем НКО является Правительство РФ, то соответствующим уставом могут предусматриваться только предусмотренные Федеральным законом способы формирования и управления объединением.
Таким образом, важнейшей установкой здесь остается лишь соответствие законодательству РФ.
- Федеральный закон № 214-ФЗ: суть закона об участии в долевом строительстве, действующая редакция
- 135-ФЗ: закон `О благотворительной деятельности`
- 273-ФЗ `О противодействии коррупции`: общая характеристика закона
- Что такое воинская обязанность? Определение, особенности, требования и закон. Федеральный закон…
- 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. `Об основах охраны здоровья граждан в Российской…
- Федеральный закон 129-ФЗ `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных…
- 315-ФЗ `О саморегулируемых организациях`: описание закона с последними изменениями
- ФЗ 416 `О водоснабжении и водоотведении`: комментарии, изменения и описание
- Акционерные Общества и их Виды
- Правило Парето: что это такое и как применять этот закон на практике
- Расшифровка ФФОМС, основные функции и задачи фонда, бюджет организации
- Чем отличается тактика от стратегии, в чем разница?
- Социальный интерес - это что такое? Формы социального взаимодействия
- Гражданское судопроизводство: понятие и основные виды
- Религиозное объединение - это что такое?
- Понятие и признаки государства
- Устав общественной организации
- Конституция РФ: сколько глав в основном законе государства?
- Уровни управления в организации
- Общественное производство
- Структура гражданского общества