Онтогенез - это в психологии что такое
Процесс онтогенеза определяется последовательными изменениями организма от низших уровней жизнедеятельности к высшим. Происходит структурное и функциональное совершенствование особи.
Obsah
Исследования онтогенеза проводятся в рамках нескольких научных дисциплин. Так, например, морфофизиологический онтогенез (становление организма) является объектом исследования биологической науки. В свою очередь, психический и социальный онтогенез изучается в различных областях психологии (психогенетика, возрастная и детская психология, социальная и педагогическая психология).
Понятия фило- и онтогенеза
Термин "филогенез" (греч. "phyle" – "вид, род, племя", и "genos" – "происхождение") употребляется для обозначения процесса возникновения и исторического развития вида. В психологической науке это развитие психики животных в процессе эволюции, а также эволюция форм человеческого сознания.
Более частное значение имеет понятие "онтогенез". Это (в психологии) процесс развития психики индивида. При этом речь идет о перманентном характере развития – от рождения человека до момента его смерти. Понятия фило- и онтогенеза психологическая наука заимствует из биологии, их автором является немецкий биолог Э. Геккель.
Биогенетический закон
На основе данных понятий, совместно с Ф. Мюллером, Геккель формулирует биогенетический закон (1866 г.). Согласно ему, каждая особь в процессе индивидуального развития (онтогенеза) в краткой форме проходит все стадии развития своего вида (филогенеза).
Впоследствии биогенетический закон подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества. Так, например, в качестве контраргумента Ученый совет Йенского университета указывает на тот факт, что у человеческого эмбриона отсутствуют хвост и жаберные щели. Несмотря на поддержку биогенетического закона со стороны Ч. Дарвина (объявившего его главным доказательством своей эволюционной теории), идея была расценена Ученым советом как несостоятельная, а ее автор – обвинен в научном мошенничестве.
Тем не менее, биогенетический закон и собственно идея рекапитуляции (лат. "recapitalatio" – "сжатое, краткое повторение бывшего прежде") имели значительное влияние на развитие биологической науки, в том числе – на развитие эволюционных идей. Свое влияние биогенетический закон оказал и на развитие психологии. В онтогенезе психики индивида не может не играть роль опыт предыдущих поколений.
Проблема движущих сил психического развития
Отдельную фундаментальную психологическую проблему представляет вопрос о том, какие факторы являются ведущими в процессе развития психики, обуславливающими ее онтогенез. Это в психологии определяется понятием движущих сил психического развития. Выделяют два основных подхода в решении данной проблемы – биогенетический (природный) и социогенетический (общественный).
Сторонники первого направления делали акцент на генетическом факторе (наследственность), считая его ведущим в процессе индивидуального развития психики. Соответственно, роль социального фактора была сведена к минимуму. Среди наиболее известных представителей биогенетического подхода – Р. Декарт, Ж-Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Д. Болдуин.
Противоположный, социогенетический подход в качестве движущих сил психического развития выделял социальный фактор – роль общественного окружения. Человек, таким образом, выступает в качестве продукта внешнего (опосредованного) влияния. Значение наследственности индивида сторонниками данного подхода игнорировалось. Представители – Дж. Локк, Э. Дюркгейм, П. Жане.
Двухфакторная теория онтогенеза психики
Также были предприняты попытки объединить оба фактора – наследственный и социальный – для объяснения психической специфики понятия "онтогенез". Это в психологии вылилось в третье направление – теорию двух факторов. Первым исследователем стал В. Штерн, сформулировавший принцип конвергенции двух факторов. Согласно данному принципу, наследственная линия в развитии личности пересекается с линией, обусловленной ее социальным окружением (происходит конвергенция).
Соответственно, онтогенез психологии человека осуществляется в процессе слияния внутренних и внешних условий функционирования психики. Например, врожденный инстинкт игры будет определять то, как и когда ребенок станет играть. В свою очередь, материал и условия процесса будут определяться актуальной внешней средой.
Необходимы были специальные методы для выявления специфики соотношения внешних и внутренних факторов, определяющих онтогенез. В психологии развития это близнецовый метод.
Важные подробности
Близнецовый метод основывался на сравнительном анализе психического развития моно- и дизиготных близнецов. Подразумевалось, что если дизиготные близнецы (ДЗ – разная наследственность) в равных социальных условиях развиваются по-разному, следовательно, генетический фактор является решающим. Если развитие находится примерно на одном качественном уровне, главным выступает социальный фактор. С монозиготными близнецами (МЗ – одинаковая наследственность) ситуация аналогична. Впоследствии коэффициенты различий ДЗ- и МЗ-близнецов, живущих в разных/одинаковых условиях, сопоставляются. Близнецовый метод активно используется в психогенетике.
Таким образом, психология развития личности в онтогенезе, согласно теории конвергенции, обусловлена двумя осями:
- Х-элементы наследственности.
- У-элементы среды.
Например, известный британский психолог Г. Айзенк рассматривал интеллект как производную внешней среды на 80% , и внутренней (наследственной) – только на 20%.
Недостатком двухфакторной теории развития личности считается ее ограниченность, возникающая в результате механического сложения наследственных и социальных показателей. В свою очередь, онтогенез – это (в психологии) более сложный процесс, не сводимый лишь к математическим расчетам. Важно учитывать не только их количественное соотношение, но и качественную специфику. Кроме того, в подобных закономерностях всегда остается место для индивидуальных различий.
Психоаналитический подход к понятию "онтогенез" в психологии
Что это такое – онтогенез – с точки зрения психоанализа? Если в предыдущей теории мы наблюдали схождение (конвергенцию) осей наследственных и социальных элементов, то в теории З. Фрейда происходит обратный процесс. Данные факторы рассматриваются с позиции конфронтации, источником которой является несовпадение стремлений природной, инстинктивной составляющей личности («Ид», «Оно» – бессознательное) и социальной («Супер-Эго», «Сверх-Я» – совесть, моральные нормы).
Когда индивидом движут скрытые влечения и желания, это проявление его природной, бессознательной структуры. Попытка контролировать данные устремления, отказ от них, осуждение, попытки вытеснить их из памяти – это работа социальной составляющей личности (интериоризированная система ценностей, норм и правил поведения, сформированная у индивида под влиянием общественного окружения).
Данная теория также неоднократно подвергалась критике со стороны научного сообщества, прежде всего, за резкое противопоставление биологической и социальной составляющих человеческой личности.
Аналитическая концепция К.Г. Юнга
Возвращаясь к идее рекапитуляции (биогенетический закон), рассмотренной нами выше, можно отметить схожие моменты в аналитической психологии швейцарского психолога К.Г. Юнга. Речь идет о теории коллективного бессознательного. Подобно тому, как Э. Геккель видел в онтогенезе краткое повторение филогенеза, Юнг рассматривает индивида как носителя психического опыта предыдущих поколений. Данный опыт проявляется в сжатой форме в виде неких образцов восприятия и осмысления действительности – архетипов. Блокирование последних и отсутствие их выхода в сферу сознания негативно сказывается на процессе онтогенеза, обуславливает нарушение психического равновесия индивида.
Онтогенез и деятельность
Введение категории деятельности, по мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина, позволяет в определенной мере решить проблему выделения доминирующих факторов в онтогенезе психики. Процесс развития – это, прежде всего, активность самого субъекта, обусловленная его предметной деятельностью. Что же касается наследственного и социального факторов, то они выступают в качестве условий развития, но не в роли его доминанты. Они обуславливают не сам процесс развития психики, а только его вариации в пределах нормы.
- Методология педагогической науки в студенческом исследовании.
- Эволюция - это какое явление? Факторы эволюции. Эволюция человека и общества
- Основные этапы развития исторического знания. Этапы развития исторической науки
- Строение головного мозга млекопитающего – победа эволюции!
- Что такое монополизация и как она влияет на экономику?
- Исследование лонгитюдное: определение и особенности проведения
- Методы Научного Познания
- Базис и надстройка - что это?
- Мутационный процесс как фактор эволюции
- Почему эволюцию называют историческим процессом? Движущая сила эволюции
- Обмен веществ и энергии
- Видообразование - это... Аллопатрическое и симпатрическое видообразование: описание, особенности и…
- Умственное воспитание детей
- Этапы становления: Предпосылки возникновения Социологии
- Гипотезы происхождения человека: эволюция взглядов
- Методы культурологических исследований
- Криминалистическая тактика
- Материалистическое понимание истории
- Понятие системы
- Что такое прикладная физика и зачем она нужна?
- Обучение в психологии - это что такое?