Исследование лонгитюдное: определение и особенности проведения
Гуманитарные и общественные науки имеют большую методологию. Традиционно цели и задачи определяют глубину исследования, оно может состоять из одного или более этапов. На число повторений процесса сбора информации
Obsah
Характеристика метода
Лонгитюдное исследование представляет собой комплексную методику изучения определенных признаков, свойств испытуемого объекта в течение длительного времени. Его название происходит от английского слова longitude, что означает "долгота". В числе основоположников данного метода были В. Штерн, А. Н. Гвоздев, которые вели дневники наблюдений за взрослением ребенка.
Основная цель лонгитюдного исследования заключаетсяв регистрации изменений психического и соматического развития личности. Анализ взаимосвязи индивидуальных характеристик позволяет в дальнейшем установить и скорректировать критические периоды. Также, например, изучаются студенческие коллективы в течение периода обучения в вузе или семейные пары от момента вступления в брак до стадии развода или прекращения существования семьи как коллектива. Количество объектов наблюдения влияет на достоверность и точность получаемой информации. Принципиально важно, что изучению подвергаются одни и те же люди, анализируется и регистрируется их психическое состояние на определенных этапах жизни. Лонгитюдное исследование выступает как инструмент предвидения динамики психического развития личности в будущем и установления взаимосвязей между индивидуальными особенностями, образом жизни, генетическими предрасположенностями. Полученные таким способом результаты позволяют делать выводы на долгосрочную перспективу.
Инструментарий лонгитюдного исследования
Изучение объекта проводится, как правило, в обстановке естественного эксперимента. Психография, наблюдение, опрос, беседа, интервью, тестирование – основные методы, использование которых подразумевает исследование лонгитюдное. Они применяются комплексно на каждом этапе изучения группы людей. В течение определенного времени происходит систематическое наблюдение за объектом- на основе срезов в каждом периоде производятся сбор, регистрация информации и данных. Поэтому исследование лонгитюдное может именоваться методом продольных срезов, или методом длинника.
Классификация методов по Ананьеву Б. Г.
Конечный и практический результат, процедура исследования зависят от избрания конкретных методик. Совокупность различных технологий и методов исследования делится на четыре группы: методы интерпретации, обработки данных, эмпирические и организационные. Такую классификацию впервые предложил советский ученый-психолог Б. Г. Ананьев в 1977 году в работе «О проблемах современного человекознания». По его мнению, именно организационные определяют стратегию исследования, к ним относится метод поперечных срезов, сравнительный, комплексный и лонгитюдный. Необходмо отметить, что Б. Г. Ананьевв основу представленной классификации положил структурную организацию психологического исследования. В своей группе методов лонгитюдный является наиболее эффективным.
Общее с методом поперечных срезов и отличия
Лонгитюдный метод был создан в качестве альтернативы распространенному методу поперечных срезов, применяемому в области возрастной и детской психологии. С одной стороны, они друг другу противопоставлены, с другой, могут использоваться как взаимодополняющие. Исследование, проведенное методом поперечных срезов, будет требовать меньше времени и средств, им будет охвачено большее число людей. В то же время исследование лонгитюдное позволяет зафиксировать индивидуальные особенности, ускользнувшие от внимания ученого, и сделать обработку полученных результатов в разрезе каждого возрастного периода.
Преимущества и недостатки метода
К преимуществам такой технологии можно отнести возможность прогнозирования развития, надежность полученных результатов и самодостаточность. С ее помощью будет возможно сделать выводы об изменениях изучаемых явлений, процессов, получить более неоспоримые данные. В то же время психологические лонгитюдные исследования являются более трудоемкими, энергозатратными. К основным недостаткам также можно отнести значительный объем данных, которые могут дублировать друг друга, длительность и большие финансовые затраты. Кроме того, на каждом последующем этапе процесс сбора данных об участниках исследования затрудняется по причине смены места жительства или смерти.
- МРТ внутренних органов брюшной полости: особенности
- Методология педагогической науки в студенческом исследовании.
- На какой день цикла делают УЗИ молочных желез?
- Что такое сцинтиграфия костей скелета?
- Предмет и задачи информатики. Основные понятия информатики. Цели информатики
- Что такое метод? Метод: определение
- Тепловизионная съемка строений: процедура, преимущества метода
- Что покажет УЗИ коленного сустава? Расшифровка результатов
- Анализ на энтеробиоз: срок действия, как делается
- Что такое проба Каковского-Аддиса?
- Методы Научного Познания
- Проблема исследования - это что такое? Примеры
- Нейрофизиология - это что такое? Основы нейрофизиологии
- Методы культурологических исследований
- Криминалистическая тактика
- Основные виды социологических исследований
- Система управления как объект исследования
- Что такое прикладная физика и зачем она нужна?
- Обучение в психологии - это что такое?
- Психолого-педагогическая характеристика: рекомендации к составлению
- В какие сроки необходимо выполнять УЗИ плода?