Василий Менделеев: биография, достижения
Василий Менделеев – талантливый русский инженер, изобретатель, автор первого российского танка. Как это часто бывает, проекты его получили применение лишь спустя несколько десятилетий.
Obsah
Биография
Василий Дмитриевич Менделеев появился на свет 30 декабря 1886 года в Санкт-Петербурге, где и провел свое детство и юность. Менделеев окончил кораблестроительное училище инженерии города Кронштадта в 1906 году. С 1908 по 1916 год работал на судостроительном заводе в качестве конструктора подводных лодок, буксирных пароходов и специализированных военных кораблей, использующихся для постановки минных заграждений (минзаги). В это же самое время вдохновленный новыми идеями Василий Менделеев разрабатывает проект по строительству бронированной гусеничной машины – первого танка в истории отечественной инженерии. С 1919 по 1922 год работает на заводе «Кубаноль» города Екатеринодара (ныне известный как станкостроительный завод имени Седина, расположенный в городе Краснодаре) в качестве ведущего инженера-конструктора. Ушел из жизни Василий Дмитриевич в 1922 году от тифа, прожив всего 35 лет.
Семья инженера
Отец инженера, Дмитрий Иванович Менделеев, был великим ученым, внесшим неоценимый вклад в развитие российской науки. Его заслуги в области химии, физики, геологии, экономики и метрологии известны каждому. Одно из его наиболее значимых открытий – периодическая система химических элементов, представляющая собой один из уникальных законов мироздания, на основе которого были буквальным образом «выращены» все естественные науки о явлениях и закономерностях живой природы. Но Василий Менделеев может по праву гордиться заслугами и других своих родственников.
Мать его, Анна Ивановна Менделеева (урожденная Попова), наполовину русская, наполовину шведка, была талантливой художницей и посвятила большую часть жизни воспитанию детей. Старшая сестра Василия Дмитриевича, Любовь Блок – супруга поэта Александра Александровича Блока, актриса. Также у Василия была сестра-близнец, Мария, знаменитый отечественный кинолог и эксперт. В Великобритании ею была выведена новая порода собак из группы легавых – Английский сеттер. И наконец, брат Василия Менделеева, Иван, известен своими заслугами в области российской философии и метрологии.
Гениальный изобретатель
Множество открытий в своей профессиональной области сделал Василий Менделеев. Проект танка, бронированной, вооруженной гусеничной боевой машины – яркий пример его сенсационных разработок. От своего знаменитого отца юный инженер унаследовал пытливый ум и тягу к изобретательству, что и определило его жизненный путь.
На протяжении четырех лет все свободное от учебы время онпосвящал разработке проекта боевой машины, которая могла бы и давать защиту нападающему, и поражать противника одновременно.
Огромный опыт в области военного судостроения помог инженеру-кораблестроителю спроектировать боевую машину. Проект его являл собой очень яркую, смелую и своеобразную работу, реализация которой была осуществлена в более поздней практике строения боевой техники. Его разработка была скорее не танком, а настоящей крепостью на гусеничном ходу в форме прямоугольной коробки. Впервые в замысле изобретателем была предложена противоснарядная броня и разграниченная защита.
Проект увидел свет в 1911 году. Василий Менделеев решил представить его военному ведомству России, которое не сразу отметило важность этого изобретения. Поэтому, прежде чем стать знаменитыми, разработки талантливого конструктора очень долго покрывались пылью в архиве.
Однако конструкция морской мины Менделеева тотчас нашла свое применение в морской обороне Петрограда.
«Броня крепка, и танки наши быстры&hellip-»
До наших дней дошли наброски двух вариантов боевой машины, а также грамотно выполненные Менделеевым расчеты и подробнейшая пояснительная записка, в которой гений инженерии аргументировал необходимость реализации проекта. Свое изобретение он предлагал снабдить 120-миллиметровой пушкой, расположенной в носовой части бронированного корпуса, и мощным оружием, помещенным во вращающуюся башенку, которая могла подниматься и опускаться под воздействием пневматического привода. Кроме того, Василием Дмитриевичем была предусмотрена основательная броневая защита. В передней части машины толщина брони составляла 150 мм, а на корме и по бортам - около 100 мм.
Разработанный им двигатель внутреннего сгорания мощностью около 250 лошадиных сил развивал скорость до 24 км/ч. Численность экипажа могла составлять восемь человек. Своей разработкой изобретатель предугадал грандиозные технические открытия, которые были осуществлены лишь спустя десятки лет.
Баки с бензином Василий Менделеев предусмотрел в кормовой части сооружения над днищем в изолированных отсеках.
Коробка передач предполагала четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. И наконец, боевая машина Василия Дмитриевича предполагала обеспечение четырьмя постами управления, благодаря которым любой из экипажа мог бы взять на себя управление в случае гибели или ранения водителя. Но, как ни прискорбно, проект Менделеева в Военном министерстве не приняли, аргументируя тем, что реализация сего изобретения невозможна. А создатель первого в мире танка был со временем позабыт.
Изобретение пневматической подвески
Ученый также рассматривал использование пневматической подвески днища корпуса, которая позволяла бы в дальнейшем регулировать клиренс от максимального до минимального значения и имела бы возможности работы в двух режимах – блокированном и независимом. Благодаря этому изобретению танк мог двигаться с наполовину опущенным корпусом, а также при случае приспускать корпус машины на грунт. По мнению Менделеева, изменение дорожного просвета в пылу боя смогло бы уберечь легкоуязвимую ходовую часть машины. Эта идея была впоследствии приведена в исполнение лишь в 1942 году при создании тяжелой самоходной мортиры «Тор».
И в заключение
Русский инженер-конструктор, талантливый изобретатель, разработчик проекта первого российского танка - таким был Василий Менделеев. Биография охватывает его недолгую, но очень насыщенную жизнь гения отечественной инженерии. К сожалению, его труды были оценены по достоинству лишь после смерти. Неординарное изобретение конструктора долгое время не находило поддержки у министерства. Грандиозный проект был впоследствии осуществлен последователями гениального русского инженера, каким и был Василий Менделеев. Фото его, к сожалению, почти не сохранились, но зато доступны множество чертежей и рисунков знаменитого танка.
- Андрей Позднухов: биография и творчество
- Троянова Яна - актриса современного кино
- Антон Борисов: биография комика
- Сравнение Санкт-Петербурга и Москвы: географическое положение, климат, история, планировка и…
- Биография Андрея Малахова - самого стильного телеведущего `Первого канала`
- Краткая биография. Булгаков Михаил
- Военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Музеи Питера
- Сын вождя - Василий Сталин: биография, личная жизнь
- Биография Гончарова: интересные факты и цифры
- Виктор Драгунский: биография. Краткая биография Виктора Драгунского
- Кто же этот поэт - автор песни `Пусть всегда будет солнце!`?
- Русский драматический театр (Ижевск): история, репертуар, труппа
- Бутлеров Александр Михайлович. Краткая биография Бутлерова А. М.
- Василий Жуковский: краткая биография и творчество
- Куда исчез популярный актер Василий Степанов?
- Борис Гитин - биография и фильмы
- Лери Винн: биография и творчество
- Кириченко Дмитрий – бомбардир и рекордсмен
- Баскетболист Крис Андерсен: биография, карьера, достижения
- Описание эсминца `Быстрый` (фото)
- Военный инженерно-технический университет. Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга