Характеристика Остапа (Н. Гоголь, `Тарас Бульба`). Сравнительная характеристика Остапа и Андрия
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» – произведение неоднозначное. С одной стороны, она вроде бы воспевает немыслимую силу русского духа, с другой – пугает современного читателя описаниями старинных зверств. Остается только благодарить судьбу за то, что нам не пришлось жить в то суровое время.
Obsah
Все ценности казаков, их средства достижения цели и образ жизни выглядят сегодня дикостью несусветной.
Встреча семейства Бульбы
Сюжет, наверное, помнят все еще со школьной скамьи: старый полковник Тарас Бульба, дождавшись из Киевской академии двух своих сыновей, – старшего Остапа и младшего Андрия, отправляется вместе с ними в Запорожскую Сечь, ибо отношение его ко всем этим «букварям и философиям» скептическое. Истинною наукой считает старый казак жаркий бой да мужское товарищество.
Сыновья его – оба здоровые, красивые юноши возрастом «лет за двадцать». Нрава они разного: характеристика Остапа начинает проясняться с первой же страницы. Едва вернувшись домой, он вступает в драку с родным отцом, не позволив тому над собой потешаться (старому Бульбе показались смешными сыновние «свитки»). Надо отдать должное, что полковник на старшего сына не рассердился, а совсем наоборот: пришел в восторг и пожелал драться с младшим. Но этот слеплен из другого теста, и отец сразу же припечатывает: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!».
Личность юного Остапа
Личности своих героев Гоголь обрисовывает немногими, но выразительными фразами, причем характеристика Остапа несколько скупее других. Человек это прямодушный, верный товарищ, никогда не выдающий своих подельников по бурсацким затеям.
К ученью старший сын Тараса равнодушен – только угроза на двадцать лет оказаться в монастырских служках, озвученная отцом, принуждает его взяться за науку. И тут обнаруживается, что способности у него не хуже, чем у других, но все равно Остап почти никогда ни о чем не думает, кроме «войны и разгульной пирушки».
Вместе с тем, и доброта не чужда его сердцу (правда, с оговорками на «суровый и сильный» нрав и такую же эпоху). Слез несчастной матери старшему сыну жаль, и он уезжает из дома, невесело опустив голову.
Cherchez la femme
Второй сын Бульбы отличается от первенца: сравнительная характеристика Остапа и Андрия тотчас предлагается вниманию читателя. Младший брат не столь угрюмого нрава – он больше расположен и к науке, и к разного рода чувствам. Мечтая о ратных подвигах, он, тем не менее, помышляет и о многом другом. Интересно, что лидерские качества в Академии проявил Андрий, часто бывая заводилой разнообразных проказ, причем изворотливость и живость ума порой спасали его от наказания. В этом смысле характеристика Остапа противоположна: к предводительству не стремился, оправдываться не считал нужным. Принимал заслуженное наказание молча и безропотно, что говорит и об отсутствии хитрости, и о наличии гордости.
Главное же отличие, о котором говорит внимательному читателю характеристика Андрия и Остапа, – место женщины в душе каждого из них. Если старший брат об этом и не мыслит, то младший рано узнал потребность в любви, едва ему минуло восемнадцать.
Отношение Тараса Бульбы к слабой половине человечества более чем презрительное. «Казак не на то, чтобы возиться с бабами», – такова безапелляционная характеристика Тараса. Остапа, видимо, отцу удалось воспитать в «правильном» духе. С младшим не вышло: еще во время учебы он встречает в Киеве «прекрасную полячку», дочку приезжего воеводы, и влюбляется в нее смертельно. Это чувство и приведет его к гибели.
Ученье в бою
Прибыв в Сечь, старший Бульба тут же принимается подбивать кошевого атамана совершить боевой поход (чтобы сыновья нюхнули пороху). Получив отказ, старый полковник разражается гневной тирадой, смысл которой в том, что жизнь без войны – бессмысленна.
В конце концов Тарасу, наконец, «везет». В Кош является козак с недоброй вестью о том, что по всей Украине поляки притесняют православный люд, и даже церкви теперь принадлежат евреям – чтобы отслужить службу, надо платить «жидам». Поубивав немного сынов Израилевых в окрестностях Сечи, казаки выступают в доблестный поход и приходят к укрепленному городу Дубно, жители которого готовы сражаться до последнего, но не сдаться на милость запорожскому войску. Нельзя сказать, что такая позиция неверна: описание ратных подвигов казачества вовсе не наводит на мысли о проявленном милосердии, где там: всюду, где проходили бравые воины, они жгли, убивали, грабили и мучили – таковы, повторяет Гоголь, были обычаи того жестокого времени.
Разум и страсть
Итак, Дубно не сдается, но его обитатели в тяжелом положении: продовольствия в городе нет, окрестные деревни разграблены, а казаки расположились перед стенами, намереваясь держать осаду, пока голод не сделает того, чего не смогло оружие.
В ходе боев становится окончательно ясно, каков старший сын Тараса – Остап Бульба: характеристика, данная ему отцом, самая лестная: «Будет со временем добрый полковник, да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!». Старший из братьев, несмотря на довольно юный возраст (ему двадцать два), проявляет себя как человек, созданный «вершить ратные дела». Он храбр, хладнокровен, расчетлив в бою, способен здраво оценить свое положение и силы противника. Мысль его занята победой – и он находит способ достичь желаемого, даже временно отступив.
Тут же окончательно определяется разница между братьями: характеристика Андрия и Остапа не противоречит тому, что о них уже известно, наоборот – дополняется новыми фактами.
Младший сын Тараса видит в битве «бешеную негу и упоенье». Он не склонен к предварительным оценкам или раздумьям: это натура, скорее, страстная и чувственная, нежели спокойная и рассудительная. Порой одним натиском отчаянной храбрости ему удается совершить невозможное, и тогда отец одобряет сына, все же отдавая предпочтение старшему: «И это добрый&hellip- вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!».
Предательство Андрия
Под осажденным городом казаки маются от скуки, пьют, куролесят. Описанная Гоголем запорожская дисциплина ужаснула бы военного специалиста: весь лагерь спит, и только Андрий бродит по степи со стесненным сердцем – не иначе, предчувствует свою участь. И действительно: вот крадется чья-то призрачная фигура. Изумленный, он узнает служанку своей киевской знакомой: татарка, выбравшись подземным ходом из осажденного города, пришла просить у Андрия хлеба для своей панночки.
Поведение героев в ходе последующих событий согласовывается с личностью каждого из них. Можно сказать, что характеристика Тараса Бульбы, Остапа, Андрия завершена – остается лишь понять, как душевные качества способны определить судьбу.
Младший представитель семейства, чувственный и стремящийся к наслаждениям, теряет голову. Отправившись к прекрасной полячке с хлебом, Андрий забывает свой долг и свою Родину. «Отчизна моя – ты!», – говорит он возлюбленной, и остается в осажденном городе, перейдя на сторону врага.
Весть о предательстве сына, принесенная евреем Янкелем, больно ранит Тараса. Напрасны попытки утешить его: вспомнил старый полковник, что «велика власть слабой женщины&hellip- что податлива с этой стороны природа Андрия».
Смерть сыновей
Тем не менее, осознание сыновней слабости не побуждает Бульбу к прощению – он упрям, жесток и безжалостен в своих принципах: заманив младшего отпрыска в лес во время битвы, отец убивает сына со словами, давно ставшими крылатыми: «Я тебя породил, я тебя и убью!».
Потеряв одного сына, отец всю свою любовь и гордость отдает другому. Жестоко изрубленный в бою, выживший чудом, он отправляется в саму Варшаву, чтобы попытаться вызволить Остапа из плена – но этого, к сожалению, сделать не удается. Не довелось отцу и повидаться с сыном (не в последнюю очередь из-за вспыльчивости самого Тараса, не сумевшего вытерпеть оскорблений стражника, которого пытался подкупить льстивыми речами и золотыми червонцами знакомый нам Янкель).
Оставив надежду, старый Бульба присутствует на площади, где казнят пленных, и характеристика Остапа, данная ранее, снова подтверждается. Под пытками не издает он ни звука, чтобы не доставить «еретикам»-полякам удовольствия слышать козачьи стоны. Душа его дрогнула лишь однажды, при самой жестокой муке, и тогда, поддавшись слабости (наверное, единственный раз в своей недолгой жизни) Остап крикнул в душевной муке: «Батько! Где ты! Слышишь ли ты?!» И стоящий среди зевак Бульба ответил любимому своему сыну: «Слышу!».
- Троянова Яна - актриса современного кино
- Рассказ `Подснежник`: краткое содержание. `Подснежник` Бунина…
- Фатализм - это оправдание?
- Гороскоп. Совместимость: лев и рыбы.
- Какое имеет значение имя Данияр? Его характеристика
- Образ Печорина в романе `Герой нашего времени` М. Ю. Лермонтова: драма одной…
- Анализ `К Чаадаеву` Пушкина А.С.
- Манилов: характеристика (`Мертвые души`). Сравнительная характеристика Обломова и…
- Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева `Отцы и дети`
- Цикл Блока: анализ. Блок, `На поле Куликовом`
- `Водой не разольешь`: значение фразеологизма и примеры его употребления
- Михаил Шишкин: биография, отзывы, критика
- `Гоголем ходить`: значение фразеологизма и примеры
- Николай Лысенко, украинский композитор: биография, творчество
- Жизненный статус: для чего он нужен?
- Как составить предложение со словом яблоко: примеры
- Что такое спесь? Значение и синонимы
- Значение слова `баста`, происхождение и толкование
- Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя `Мертвые души`
- Как погибли Тарас Бульба и его сын Остап?
- `Окаянный`: значение слова, происхождение и синонимы