Образ Печорина в романе `Герой нашего времени` М. Ю. Лермонтова: драма одной личности
Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, – это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой целью я родился?»
Какой он, герой XIX века?
Печорин совсем не похож на своих сверстников, в нём нет ни капли желания двигаться по проторенному пути светской молодёжи того времени. Молодой офицер служит, однако не стремится выслужиться. Он не увлекается музыкой, философией, не желает вдаваться в тонкости изучения военного ремесла. Но читателю сразу же становится ясно, что образ Печорина – это образ человека, который на голову выше людей, окружающих его. Он достаточно сообразителен, образован и талантлив, отличается энергичностью и храбростью. Тем не менее равнодушие Печорина к другим людям, эгоистичность его натуры, неспособность к сопереживанию, дружбе и любви отталкивает. Противоречивый образ Печорина дополняют и другие его качества: жажда жить в полную силу, способность критически оценивать свои действия, стремление к лучшему. «Жалкость действий» персонажа, бессмысленная растрата сил, его поступки, которые причиняют боль окружающим, – всё это выставляет героя не в лучшем свете. Однако в то же самое время офицер и сам переживает глубокие страдания.
Сложность и противоречивость главного героя знаменитого романа особенно ярко представлены его словами о том, что в нём одновременно живут два человека: один из них живет в полном смысле этого слова, а второй же – мыслит и судит действия первого. Здесь же повествуется о причинах, положивших начало этой «раздвоенности»: «Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать&hellip-» Молодой и полный надежд юноша всего за пару лет превратился в черствого, злопамятного, желчного и честолюбивого человека- как он сам выразился – «нравственного калеку». Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» перекликается с образом Онегина, созданным А. С. Пушкиным: это – «эгоист поневоле», разочарованный в жизни, склонный к пессимизму, испытывающий постоянный внутренний конфликт.
Общественно-политическая обстановка 30-х гг. XIX века не позволила Печорину найти и раскрыть себя. Он неоднократно делает попытки забыться в мелких похождениях, любви, подставляет себя под пули чеченцев&hellip- Однако всё это не приносит ему желаемого облегчения и остаётся лишь попыткой отвлечься.
Тем не менее образ Печорина – это образ богато одарённой натуры. Ведь ему присущ острый аналитический ум, он необычайно точно оценивает людей и поступки, которые они совершают. Критическое отношение у него сформировалось не только по отношению к окружающим, но также и по отношению к себе самому. В своём дневнике офицер разоблачает себя: в его груди бьётся горячее сердце, умеющее глубоко чувствовать (гибель Белы, встреча с Верой) и чрезвычайно сильно переживать, хотя и скрывается под маской равнодушия. Однако это равнодушие – не больше, чем самозащита.
«Герой нашего времени», образ Печорина в котором является основой повествования, позволяет увидеть одну и ту же личность с совершенно разных сторон, заглянуть в разные уголки её души. Одновременно со всем вышеперечисленным в облике офицера мы видим волевого, сильного и активного человека, в котором дремлют «жизненные силы». Он готов действовать. К сожалению, практически все его действия в итоге причиняют боль и самому Печорину, и окружающим, его деятельность несёт не созидательный, а разрушительный характер.
Образ Печорина сильно перекликается с лермонтовским «Демоном», особенно в начале романа, когда в герое остаётся что-то демоническое, неразгаданное. Молодой человек по воле судьбы становится разрушителем чужих жизней: именно он виновен в том, что погибла Бела, в том, что Максим Максимович окончательно разочаровался в дружбе, в том, как сильно страдали Вера и Мэри. От руки Печорина, в свою очередь, умирает Грушницкий. Печорин сыграл свою роль в том, как умер другой молодой офицер - Вулич, а также в том, как «честные контрабандисты» были вынуждены покинуть родные дома.
Заключение
Печорин – это человек, у которого уже не осталось прошлого и есть лишь надежда на что-то лучшее в будущем. В настоящем же он остаётся совершенным призраком - именно так охарактеризовал этот противоречивый образ Белинский.
- Интересные фильмы о Первой мировой войне
- Актер Мэттью Макфейден: биография, личная жизнь. Лучшие фильмы
- Актер Нил Патрик Харрис: биография, фото. Лучшие фильмы
- Актер Джейсон Кларк: биография, фото. Лучшие фильмы
- Сильная личность: примеры человека, который может носить это гордое звание
- Образ Швабрина в повести `Капитанская дочка`: что пытался донести до нас автор?
- История создания романа `Обломов`. Характеристика Обломова
- Образ мятежной души в романтической лирике Лермонтова. Произведения М. Ю. Лермонтова
- Почему Обломов полюбил Ольгу Ильинскую?
- Рассказ А.П. Чехова `О любви`. Анализ Чехова `О любви`
- Произведение `Белла` Лермонтова. Краткое содержание сюжета
- `Айвенго`: характеристика героя в контексте эпохи
- Гёте И. В., `Страдания юного Вертера`: краткое содержание по главам
- `Человек-амфибия`: актеры и роли
- Фильм `Шпионский мост`: актеры. `Шпионский мост`: образы героев
- Портреты Ван Гога как важный жанр в творчестве художника
- Пиетет - это что такое? Значение и примеры
- Как написать сочинение по `Капитанской дочке`?
- Безразлично - это как? Значение слова и его синонимы
- Кто написал Робин Гуда: авторы, книги, произведения
- Художественный образ в литературе и искусстве