Танк `Челленджер-2`: описание конструкции, технические характеристики, броневая защита, вооружение
Challenger 2 является первым британским армейским танком со времен Второй мировой войны, который был спроектирован, разработан и произведен единственным подрядчиком Vickers Defence Systems. Модель создавалась и выпускалась на обоих заводах компании, Barnbow (Лидс) и Scottswood (Ньюкасл).
Obsah
Основные характеристики
Корпус и автозапчасти модели базируются на ее предшественнике Challenger 1, который претерпел более 150 улучшений, направленных на повышение надежности и ремонтопригодности (фотографии танка приведены далее в статье). Башни «Челленджера 2» обрели совершенно новый дизайн. Это самая защищенная бронемашина в НАТО, оснащенная улучшенной версией форсированной многослойной чобемской брони. Система ядерной, биологической и химической защиты NBC может защитить от всех известных угроз, и это первый британский танк, у которого отсек экипажа может обогреваться и охлаждаться.
Основное вооружение включает 120-мм нарезное орудие L30, автоматическую пушку калибра 7,62 мм McDonnell Douglas Helicopter Systems, которая уже находилась на вооружении в армии Великобритании и устанавливалась на механизированной боевой машине GKN Defence Warrior, и 7,62 мм зенитный пулемет. Система управления огнем представляет собой цифровой компьютер канадской компании CDC и является улучшенной версией модели, установленной на американский М1А1 Abrams. Она имеет потенциал для будущих расширений, таких как подключение к боевой информационной системе управления и средства навигации. Экипаж «Челленджера 2» составляет 4 человека, а его боевой вес равен 62,5 т. Танк способен развить максимальную шоссейную скорость 56 км/ч и имеет запас хода 250 км по бездорожью и по шоссе 450 км.
История модели
Проект Challenger 2 включал разработку и производство 386 основных боевых танков (ОБТ), 22 машин для тренировки водителей, снарядов CHARM 3 и полного пакета материально-технического обеспечения, включая учебное оборудование и запасные части.
Главным подрядчиком являлась компания «Викерс». Предприятие начало работать над танком в ноябре 1986 г. как частное предприятие, и вскоре после этого в марте 1987 г. представило Министерству обороны Великобритании первый образец. В феврале 1988 г. подрядчик подал официальное предложение. В декабре 1988 г. было объявлено, что VDS выиграла 90-миллионный контракт для проведения демонстрационного этапа, который продолжался до сентября 1990 г. 30 сентября 2002 г. компания Alvis завершила приобретение Vickers. Операции VDS были объединены с Alvis Vehicles Ltd. Чтобы извлечь выгоду из наследия и репутации двух компаний, было решено назвать новое предприятие Alvis Vickers Ltd. Впоследствии оно было приобретено BAE Systems с образованием нового подразделения Land Systems, объединившего Alvis и RO Defence.
В июне 1991 г. правительство Соединенного Королевства решило приобрести Challenger 2 и разместило заказ на сумму 520 млн. фунтов стерлингов за 127 единиц ОБТ и 13 учебных танков. Производство началось в 1993 г., а первые экземпляры были доставлены в июле 1994 года. Новые танки Великобритании выпускались на заводах VDS в Лидсе и Ньюкасле. В процессе производства также принимали участие более 250 субподрядчиков (в т. ч. зарубежных). Среди них наиболее значимыми являются Royal Ordnance (основное и вторичное вооружение), Blair Catton (траки) и GEC-Marconi (система наведения).
Бронетехника Великобритании требовала дальнейшей модернизации. В июле 1994 г. VDS получила еще один заказ на поставку 259 боевых и 9 учебных машин, а также на обучение и материально-техническую поддержку. Стоимость контракта составила 800 млн фунтов.
Демонстрация надежности ISRD была проведена в январе 1999 г. Она происходила с сентября по декабрь 1998 г. и включала проверку 12 ОБТ на полигонах Bovington и Lulworth Bindon. Испытания завершились успешно, т. к. танки не только отвечали необходимым требованиям заказчика, но и превзошли их по всем параметрам.
В январе 1998 г. королевский шотландский драгунский гвардейский полк в Германии первым из шести бронированных полков начал принимать на вооружение CR2 и получил 38-й в июне 1998 г. Поставки продолжились и к концу 2000 г. Каждый из шести бронетанковых полков был полностью оборудован ОБТ и соответствующим пакетом материально-технической поддержки. Последний 386 танк «Челленджер 2» был торжественно доставлен на церемонии в Salsibury Plain 17 сентября 2002 года.
Переходу ко второй модели способствовал набор средств обучения – от простых настенных диаграмм до компьютерных тренажеров наводчиков. Также обеспечивалась учебно-материальная поддержка королевских инженерных ремонтно-восстановительных войск, оказывавших помощь при диагностике неисправностей, испытаниях, ремонте, калибровке и мониторинге производительности системы.
Развернутые в 6 полках Королевского бронетанкового корпуса в Соединенном Королевстве и Германии, ОБТ «Челленджер 2» побывали в Боснии и Косово, на учениях в Канаде, Омане и Польше. В ходе испытаний и учений они превзошли целевые показатели надежности. Танки Великобритании принимали участие в операции «Иракская свобода».
В июле 2004 г. Министерство обороны Соединенного Королевства объявило о планах по сокращению 7 бронированных эскадронов (около 100 единиц) в марте 2007 г. и преобразование одного в бронированный разведывательный полк. Модель «Челленджер 2Е» была разработана на экспорт и предназначалась для выполнения задач в суровых климатических условиях. Танк широко испытывался в Греции, Катаре и Саудовской Аравии.
Новое вооружение
В начале 2004-го BAE Systems получила контракт на разработку гладкоствольного 120-мм орудия. Согласно условиям договора, танк «Челленджер 2» должен быть оборудован пушкой L55 Rheinmetall, использовавшейся на ОБТ «Леопард 2А6», и в январе 2006 года начались ее испытания.
Баллистическое орудие соответствует немецкому 120-мм L55, но внешне может вписаться в пространство, ранее занимаемое L30. Текущее вооружение сохраняет нарезную орудийную люльку, хомут крепления ствола, термокожух, систему отвода газов и совмещения оси пушки с осью прицела. После испытаний в Германии орудие также тестировалось в статическом креплении, установленном на шасси ОБТ «Центурион» в середине 2005 г., и позже в том же году было окончательно интегрировано в «Челленджер 2». Эта модернизация позволила британскому танку применять 120-мм боеприпасы стандарта НАТО. Статические огневые испытания были проведены по широкому спектру целей бронебойными снарядами Rheinmetall 120 мм DM53 APFSDS с обычным сердечником. Они показали, что боеприпас DM53 обладает лучшими характеристиками, чем предыдущий 120-мм из обедненного урана.
Война в Персидском заливе
«Челленджер» был закуплен для британской армии после того, как шах Ирана был свергнут и заказ оказался заблокированным. Он создавался на базе танка «Чифтен», но был гораздо быстрее, лучше вооружен и защищен, хотя и страдал от слабой системы управления огнем. «Челленджер» позволил модернизировать британскую армию на 10 лет раньше запланированного. Машина создавалась для пустыни, но не имела шансов проявить себя до войны в Персидском заливе.
Компания «Викерс» не производила все танки, а только последний полк. «Челленджер» выпускался на государственном заводе ROF в Лидсе, который перед приватизацией был переименован в Royal Ordnance. Vickers приобрела его как раз перед тем, как был размещен заказ на производство 7-го полка.
Оборудованный 120-мм пушкой L11 А5, единственным слабым местом «Челленджера» была его система управления огнем, которая была модернизирована перед войной в Персидском заливе. Пушка могла пробить 400 мм брони и уничтожить любой российский танк с первого попадания. Почти вся бронетехника в Ираке были российского производства, и «Челленджер» мог легко с ней справиться. При массированной поддержке авиации совместно с арабскими, французскими и американскими танками союзники без особых проблем прорвали оборону Республиканской гвардии. «Челленджеры» во время проведения операции «Буря в пустыне», в основном, использовали бронебойно-фугасные снаряды с большей дальностью полета, т. к. броневая защита иракских машин не соответствовала российским стандартам, и расход более мощных, но менее дальнобойных боеприпасов был бы напрасным.
Башня и корпус
Размеры танка составляют 8,3х3,52х2,49 м. Длина с пушкой равна 11,57 м. Танком управляет экипаж в составе 4-х человек: командира, наводчика, механика-водителя и заряжающего. Он обеспечивает высокую, эффективную, круглосуточную боеспособность. Место командира находится справа и оснащено 8 перископами с увеличением 1х и 360° обзора. Нажатие красной кнопки под одним из них приводит башню в движение и устанавливает в соответствующее положение. Наводчик сидит впереди и ниже командира, а заряжающий расположен слева. Место заряжающего оборудовано перископом. Кабина водителя находится в передней части танка.
Вооружение
Основное вооружение «Челленджера 2» – 120-мм нарезные танковые пушки L30, производимые подразделением Royal Ordinance компании British Aerospace Ltd в Ноттингеме. Конструкция L30 включает хромированное покрытие, создающее более твердую и гладкую внутреннюю поверхность. Оно обеспечивает повышенную скорость и, следовательно, проникающую способность снаряда, большую точность и уменьшает износ ствола. Пушка танка выполнена из высокосортной стали электрошлаковой плавки и изолирована тепловым кожухом. Она снабжена системой совмещения оси с оптической осью прицела и отвода газов из ствола. Башня может вращаться на 360°, а диапазон вертикального обстрела находится в пределах от -10° до +20°.
Последовательность обнаружения и поражения целей разработана для простоты эксплуатации в условиях боя. Она не отличается для статических и движущихся целей в дневное или ночное время. Наводчик или командир выравнивает прицельную отметку с целью, нажимает на кнопку лазерного дальномера, а затем – на кнопку огня.
L30 выстреливает 120-мм боеприпасами. Боезапас составляет 50 единиц и может включать бронебойные снаряды со стабилизатором и отделяющимся поддоном (APFSDS), бронебойно-фугасные (HESH) или дымовые. Пушка также способна выстреливать снаряды с сердечником из обедненного урана (DU) с шестовым подрывным зарядом. Плотность обедненного урана примерно в 2,5 раза выше, чем у стали, что обеспечивает высокую проникающую способность. L30 и DU являются частью системы «орудие-снаряд-заряд» CHARM 1. Разработана также система CHARM 3, в которой сердечник из обедненного урана имеет большее соотношение длины к диаметру для увеличения проникающей способности. Боеприпасы с раздельной загрузкой хранятся под башенным погоном в бронированных емкостях.
Управление пушкой осуществляется полностью электрический системой наведения и стабилизации компании GEC Marconi Radar and Defence Systems (Лестер). Танк «Челленджер 2» оснащен автоматической 7,62-мм пушкой McDonnell Douglas, которая находится слева от основного орудия. Заряжающий слева вооружен 7,62-мм зенитным пулеметом типа L37A2, установленным на куполе.
По обе стороны передней части башни расположены 5 дымовых гранатометов компании Helio Mirror (Кент, Великобритания). «Челленджер 2» также способен устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в выхлопную систему двигателя.
Танк оснащен стандартной военной шиной данных Military Standard 1553. Компьютер управления огнем представляет собой цифровое вычислительное устройство Computing Devices Company (Онтарио, Канада). Оно может расширяться, например, информационной системой ведения боя, навигационной и тренировочной системами.
В 2004 году BAE Systems получила контракт на разработку 120-мм гладкоствольной пушки. Для этого немецкая компания Rheinmetall предоставила образцы орудия L55, установленного на «Леопарде 2А». Был изготовлен единственный образец, который прошел испытания в январе 2006 г. Вольфрамовый DM53 показал большую эффективность, чем CHARM 3, однако для его применения потребуется изменение системы «орудие-снаряд-заряд».
Датчики
Прицел командира гиростабилизирован и представляет собой модель VS 580-10 компании SFIM Industries (Франция). Верхний блок VS 580, содержащий гиростабилизированный панорамный прицел и электронику, смонтирован на крыше башни. Дальномер на основе лазера Nd:YAG встроен в промежуточную сборку, соединяющую верхнюю часть с нижней телескопической сборкой, которая содержит оптическую систему наблюдения, ручное управление, электронику и систему стабилизации. Прицел обеспечивает круговой обзор без необходимости поворачивать голову. Диапазон просмотра по высоте составляет ±35°. Поле зрения с 3,2x оптикой равно 16,5°, а с 10,5х увеличением – 5°.
Тепловизор TOGS II компании Pilkington Optronics (Глазго, Великобритания) обеспечивает ночное видение. В нем используется британский датчик TICM 2. Тепловизор установлен внутри бронированной барбеты над пушкой. Бортовой компрессор и газовый баллон обеспечивают охлаждение сенсора. На тепловое изображение накладываются символы прицельной отметки и информация о состоянии системы. Тепловое изображение с увеличением 4х и 11,5х отображается в приборах наводчика и командира, а также на их мониторах без увеличения.
У наводчика есть основной прицел производства компании Pilkington Optronics. Он состоит из корпуса со смотровым каналом, головного устройства со стабилизированным прицельным зеркалом, 4-Гц лазерным дальномером и монитором с монокуляром. Дальномер с длиной волны 1,064 мкм работает в диапазоне от 200 м до 10 км. Точность равна ±5 м при различении 30 м. Стрелок также оснащен реверсивным оптическим телескопическим прицелом L30 компании Nanoquest, установленным соосно с пушкой.
Место водителя оборудовано пассивным перископом Pilkington Optronics. В нем используется прибор ночного видения. Благодаря этому ночью танк способен достигать скоростей, сравнимых с дневными, без использования искусственного освещения.
Прицел наводчика и тепловизор подключены к компьютеру управления огнем посредством шины данных Military Standard 1553.
«Челленджер 2»: танк в бою
Испытания
«Челленджер 2» с успехом прошел испытания в армии Великобритании и Королевской армии Омана. Были достигнуты все рабочие параметры, в т. ч. системы вооружения, надежности и живучести. Характеристики чобемской брони были подтверждены в ходе ее проверки современным противотанковым оружием. Результатом испытаний стала полная сохранность башни и способность системы прицеливания наводить орудие и производить выстрелы.
Привод
Танк «Челленджер 2» оборудован 12-цилиндровым дизельным мотором мощностью 1200 л. с. компании Perkins Engines (Шропшир, Великобритания). Трансмиссия – David Brown модели TN54 с 6 передними и 2 задними передачами. Скорость танка достигает 59 км/ч, а средняя по бездорожью – 40 км/час. Ходовой запас равен 450 км по дороге и 250 км по пересеченной местности.
Безопасность
Дизайн танка «Челленджер 2» уделяет особое внимание безопасности экипажа и живучести машины. Башня оснащена чобемской броней второго поколения, которая обеспечивает повышенную устойчивость к проникновению противотанковых снарядов. Танк защищен от действия ядерного, биологического и химического оружия с помощью расположенной в кормовой части башни системы защиты NBC, создающей избыточное давление отфильтрованного воздуха. Электроника имеет защиту от ядерного электромагнитного импульса.
Движение башни и пушки производятся с помощью электрического, а не гидравлического привода. Это устраняет риски, связанные с разрывом шлангов высокого давления в отсеке экипажа. Хранилище боекомплекта расположено под башней, что обеспечивает меньшую уязвимость, чем в ее кормовой части.
Танк создан по стелс-технологии, минимизирующей его радиолокационную заметность.
- Ламинат `EGGER`: отзывы и практическое использование
- Что представила миру Франция - страна-производитель `Ситроен С3`
- Описание и технические характеристики `Хендай-Матрикс`
- Дизайн и технические характеристики `Чери-Тиго` 5 поколения (2014 модельный ряд)
- АК-9 - автомат, не принятый на вооружение
- Танк `Чёрный орёл` - технические характеристики (фото). Танк Т-95 `Чёрный…
- Краткая история эволюции Chevrolet Corvette
- Kawasaki Ninja 300 - твой первый среди спортивных
- Краткий обзор автомобиля `Хендай Аванте`
- Сравнение танков в World of Tanks - какой танк лучше выбрать?
- BMW X4: технические характеристики, тест-драйв
- `Лада Веста` хэтчбек: описание новой модели, фото
- Теплообменник `Альфа-Лаваль`: технические характеристики и расчет
- Автомобиль `Урал-5557`: описание, технические характеристики
- Обзор автомобиля УАЗ-23632 (УАЗ `Пикап`)
- Лучший `Крайслер` минивэн. Chrysler Voyager, `Крайслер-Пацифика`,…
- `Урал М-63`: технические характеристики, описание, фото
- АМТ коробка передач - что это... АМТ коробка передач: описание, принцип действия и технические…
- Обзор нового кроссовера УАЗ-3170.2020
- Фургон `Ивеко-Дейли`: обзор, технические характеристики и отзывы
- Телевизоры Doffler. Отзывы и технические характеристики