Чеченцы и ингуши - разница. Культура, традиции и история народов
Первоначальная общность двух этих народов была несколько разобщена ходом Кавказской войны девятнадцатого века и политикой царских властей. Сейчас та часть населения, которая называется простым народом, более привержена единству, считая, что это единый народ - чеченцы и ингуши. Разница подчёркивается только творческой интеллигенцией, которая не видит здесь единого этноса.
Obsah
Язык
У чеченцев язык нахско-дагестанской части, и он наиболее близок к ингушскому. Вместе с тем присутствует диалектное членение, которое гораздо более сложно. Например, некоторые чеченские горные диалекты гораздо ближе к ингушскому, чем даже к родному чеченскому. Причём в языковых отношениях, которыми связаны чеченцы и ингуши, разница гораздо меньшая, чем между русскими и украинцами. Каждый будет разговаривать на своём родном наречии, но поймут друг друга без малейшей трудности.
И другие проявления культуры демонстрируют ту же общность. Носители ингушского и чеченского языка из интеллигентской прослойки уверены, что понимание достигается не более, чем на 80% , а бытовая речь ещё менее понятна. Тем не менее знатоки-этнографы видят эти два народа настолько близкими, что во многих источниках фигурируют под одним названием - вайнахи (вейнахи) - и чеченцы, и ингуши. Разница, стало быть, со стороны практически не видна.
Литературный язык вайнахов сформировался далеко не сразу. Ранее он был общенормированным и шёл от сказителей - илланчи. Также велись семейные хроники - тептари - на чеченском, но арабской графикой. Они сохранились, хотя и в очень малом количестве. Основу языка чеченский народ нашёл среди равнинных диалектов - урус-мартановского и шалинского. Ими владело большинство. Также очень близки к ним гудермесский и подтеречный диалекты, которые были тоже широко распространены. Основой ингушского явился диалект назрановский, родной для почти восьмидесяти процентов населения, то есть вся республика Ингушетия говорила именно на нём.
Обычаи
Этнографы уверяют, что чеченская культура значительно более утратила смысл этнических ритуалов, чем ингушская. Чеченцы уже не избегают своих тёщ, как в старые добрые времена, могут накормить гостя супом, что нарушает исконность обычая. Ингуши же, как встарь, гостей кормят специальным мясным блюдом - полагается баранина, курица или индюшка, а с тёщами стараются не сталкиваться в обиходе вообще. Свадьбы тоже гораздо более вольно проходят у чеченцев, а у ингушей невеста по древнему обычаю всё время ритуально стоит в углу.
Однако и чеченцы, и ингуши, разница между которыми с течением времени всё-таки образовалась, чётко осознают своё этническое родство, и этноним "вайнах" для них не пустой звук. Многим из них странной кажется информация о том, что этот термин введён недавно и создан одним человеком, никоим образом не относящимся ни к одному народу, ни к другому. Они в массе своей считают, что у этого этнонима история тысячелетняя.
Малые народы
На востоке с чеченцами соседствуют дагестанцы - аварцы, кумыки и много народов ещё меньшей численности. У кумыков культура высоко арабизирована, именно они стали для чеченцев девятнадцатого века законодателями этикета, и почти все проповедники происходили из их числа. Аварцы же смогли подняться только в советское время, когда быстро выросла их численность. Ранее они были безземельными и нанимались к чеченцам в пастухи.
Эта история чеченцев и их соседей подтверждается тем, что почти все сёла Чечни имеют целые кварталы, где расселились аварцы. Наёмный труд - почти рабский, потому для гордых чеченцев он считался крайне непрестижным, и они до сих пор недостаточно уважают аварцев за их неблаговидное прошлое. Но ещё не забыто и то, что были времена, когда Чечня столетиями подчинялась аварским феодалам. Лишь к восемнадцатому веку чеченские традиции стали приобретать самостоятельность, и то только потому, что страна смогла сбросить с себя это иго.
Вайнахи: расселение
Политический антагонизм быстро перекрывался религиозным фактором. Соседний Дагестан постоянно и сильно посылал на запад свой импульс ислама, посредством которого чеченцы и ингуши всё более этнически идентифицировались. В состав чеченцев как этнический компонент входит довольно большое число дагестанцев, даже образованы дагестанские тейпы.
А в равнинном Хасавюртовском районе Дагестана, в свою очередь, поселились аккинцы-чеченцы, их около ста тысяч человек, родиной которых были Республика Ингушетия и Чечня. Это горцы, практически самое древнее из подразделений вайнахов, которые мигрировали с пограничья между двумя республиками. После нашествия Тамерлана аккинцы спустились с гор и ушли на восток, вбирая в себя разные тейпы чеченцев. Во всяком случае они себя позиционируют как чеченскую общность.
Предки вайнахов населяли и северокавказские степи, которые примыкают к нынешней территории Чечни. В первом тысячелетии здесь хозяйничал Хазарский каганат с государственной религией, далёкой от ислама, - иудаизмом. Чеченская этнография до сих пор хранит некоторую связь с этим соседством, оставившим ощутимые следы в истории становления вайнахов, поскольку их участие в политической жизни Хазарского каганата было весьма активным. Некоторые тейпы прямо возводят свой род к одному из еврейских предков, то есть хазарское прошлое история чеченцев и ингушей хранит более чем явно.
Размежевание
Совсем недавно чеченцы и ингуши, разница между которыми ещё меньше, чем между русскими и белорусами, поспорили относительно административных границ. Эти братские народы, вернее - единый народ вайнахов, разделившийся на два субъекта, решили размежеваться. Естественно, никаких юридических последствий решение чеченских властей не получило. Но ситуация сложилась взрывоопасная. Менять границы между республиками - открыть ящик Пандоры, обязательно начнутся конфликты, причём не только чечено-ингушский, но и осетино-ингушский, корни которого ещё глубже.
История ингушей и осетин предгорной и равнинной части Ингушетии и Северной Осетии длится с конца семнадцатого века, поскольку здесь они проживали кучно и смешанно до такой степени, что уже сами не могут разобраться, кто они есть: осетинское ли сообщество или вайнахи. Во всяком случае на протяжении столетий эти земли населяли то одни, то другие, периодически смешиваясь и служа неким приграничным буфером между основными народностями, проживающими внутри территорий. Земли, считающиеся осетинскими, примыкали в разное время то к Ингушетии, то к Осетии, и эти народности постепенно вытеснили обитавших здесь кабардинцев. Причём произошло это ещё в семнадцатом веке.
Теперь, если сделать всё "правильно" по-чеченски, то обижены будут сразу несколько уважаемых народностей. Вариантов справедливости много, у каждого он свой. Размежевание породит совершенно ненужные споры и, возможно, посодействует назреванию конфликтов. Территориальные претензии, да ещё и со сроками такой давности, сейчас более чем неуместны. Когда прозвучал этот призыв к мудрости, появился и ответ на вопрос о том, почему чеченцы не любят ингушей. Это неприятно и обидно, особенно когда вспоминается, что именно Ингушетия принимала беженцев во время обеих чеченских войн - сотни тысяч человек нашли там приют.
Почему это произошло
Конечно, демаркация начала 90-х годов прошла де-факто. Чечня воевала, а Ингушетия осталась в правовом поле РФ, участвуя в референдумах и многочисленных выборах. С началом первой войны граница между Ингушетией и Чечнёй перестала быть условной, она охранялась федеральными войсками и другими силовыми структурами. Всё это закрепило разделение - и хозяйственное, и административное.
Конечно, эти два народа, чеченцы и ингуши, разница между которыми более чем эфемерна, очень друг другу близки. Их связывают многовековые отношения, обычаи, язык. Но ингуши, религия которых тоже не позволяет им быть мягкотелыми, не позволят навязывать им чужую волю. Даже и не чужую не позволят. Вялотекущий конфликт и его вооружённое подполье, значительно погашенные, разгорятся вновь. А если учесть количество всевозможного оружия, которое сейчас находится в этом регионе, становится поистине страшно.
Предыстория
Когда Россия пришла на Кавказ, ингуши потеряли многие свои земли, где для приграничного спокойствия были расселены казаки. Именно поэтому расклад Гражданской войны получился такой: осетины были нейтральны, казаки встали за белых, а ингуши - за красных, поскольку им было обещано возвращение заселённых казаками территорий.
После победы терским казакам пришлось покинуть обжитые места, поскольку советская власть слово своё держала всегда. АССР была одна - Горская - вплоть до 1924 года, далее произошло разделение на Северо-осетинскую и Ингушскую автономии плюс Сунженский округ. Столица была общая - Владикавказ. А в начале 30-х появилась Чечено-Ингушская автономная область, чтобы в 1937-м стать ЧИ АССР.
Война
Депортация чеченцев и ингушей в 1944 году привела к тому, что АССР была упразднена. Появилась Грозненская область, а остальные территории были отданы Грузинской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР. Причины были более чем веские: срыв мобилизации и дезертирство подавляющего большинства вайнахов, создание бандформирований, предательство, укрывательство немецких парашютистов, служба нацистам - список велик. Главные слова здесь - подавляющее большинство.
Чтобы не получать ударов в спину (которые неоднократно случались), вайнахов выселили в Среднюю Азию. И в этом случае совершенно не видно, чем отличаются чеченцы от ингушей. В 1956 году вайнахи начали массовое возвращение в родные места. АССР восстановили, но вот территория по большей части (кроме отданной грузинам) оказалась уже плотно заселённой. Теми же осетинами. Несмотря на это, почти все отнятые земли чеченцам и ингушам были возвращены. Однако за заселённые территории начались локальные войны.
Восьмидесятые годы
Самое начало восьмидесятых годов ознаменовалось резким взвинчиванием напряжённости в добрососедских отношениях: развернулась борьба за Пригородный район (Чермен, Камбилеевское, Октябрьское), в ходе которой осетины потребовали выселить всех ингушей за пределы республики. Начались массовые беспорядки, сопровождавшиеся вводом армейских частей для водворения миропорядка. Ингушам ограничили прописку, что они справедливо сочли дискриминацией. Продолжились стычки с убийствами и избиениями.
Всё это продолжалось и в 90-е, причём ингушам постоянно напоминали об их деятельности во время Второй мировой, о связях многочисленных банд с вермахтом, о зверских расправах с красноармейцами. В 1991 году ингуши законфликтовали с осетинской милицией до такой степени, что было введено чрезвычайное положение, а Верховный Совет решил даже пойти на уступки народу, обиженному депортацией. Но судьба распорядилась иначе.
Советский Союз перестал существовать, Чечня объявила о независимости, а Ингушетия решила остаться в составе РФ. В 1992-м Ингушетия снова стала республикой в составе России. Тогда же в Пригородном районе произошла целая серия убийств ингушей, после чего были проведены границы между Ингушетией и Северной Осетией, а злополучного района последняя лишилась. Осетины - тоже народ горячий: работники ГАИ начали стрелять по ингушам, после чего последним было разрешено не только носить, но и применять огнестрельное оружие. Война останавливаться не хотела никак. Ингуши блокировали пост внутренних войск и потребовали вывода вооружённых сил РФ со своей территории. Боевые действия продолжились.
Если русские уйдут с Кавказа
Что тогда? Будет кровавый хаос, как утверждают местные жители, наученные горьким опытом. Они помнят, что случилось в Чечне после полного выдавливания всего русского населения: был криминальный беспредел, людей похищали не только в Чечне, но и по всей стране, после чего появились ваххабиты со своей объединяющей идеологией, и почти сразу началась гражданская война.
Порядка и тишины на Кавказе не было никогда, его вообще там просто быть не может, поскольку сильной государственности традиционно нет и взяться ей неоткуда. Соседи здесь всегда то более, то менее активно убивали друг друга. А кроме того, угоняли скот, грабили, воровали женщин, а потом за всё это жестоко мстили. Вот когда был сильный внешний управляющий - определённый, пусть не полный порядок всё-таки наблюдался. Например, при владычестве Российской империи или при СССР.
Без сильной руки ингуши и чеченцы снова будут затевать территориальные споры и друг с другом, и со всеми соседями. Объединение вряд ли возможно. Временно примирить враждующих обычно помогает шариат и адат (обычай). Но решать на Кавказе по шариату или адату могут только очень близкие "свои" - односельчане, родственники или на крайний случай представители одной народности. Поскольку в этом регионе народностей огромное количество, решение вряд ли придёт.
Главный арбитр на Кавказе - выгода. И сила. Чеченцы могут ингушей просто купить: помощью в погроме осетин, например. Или посулить участие в делах "чеченской империи". Только в этом случае ингуши признают власть чеченцев и даже, может быть, поклонятся. Без бонусов все эти споры решаются только силой. Так было всегда, и вряд ли что-то изменилось за последние десятилетия.
- Сравнение Санкт-Петербурга и Москвы: географическое положение, климат, история, планировка и…
- Население Кавказа: численность и этнический состав
- Водонагреватели горизонтальные. В чем особенность?
- Современные ингушские свадьбы
- Валерия и Валерий: совместимость в любви
- Разгадаем `Красную Шапочку`: кто написал сказку
- Какие народы живут в России? Сколько народов живет в России?
- Коми - народ Севера. Традиции, культура, обычаи
- Где проживают таты? История нации в России
- Какая разница во времени с Бразилией? Россия-Бразилия
- На каком языке говорят в Голландии? Национальный язык Голландии
- Как получить плащ на `Майнкрафте`?
- Как узнать ID своего `Стима` (не название профиля)?
- Народ Дагестана: культура, традиции, обычаи
- Маршрут Москва – Томск: как добраться, что посмотреть в Томске?
- Гавайский язык: история и особенности
- Мультифора или файл - как правильно говорить?
- Национальный костюм чеченцев: описание, история, культура чеченского народа
- Трение - это одно из самых главных понятий динамики. Что вы знаете о нем?
- Значение фразеологизма `съесть пуд соли` и история появления
- Умма - это мусульманская община. Умма Мухаммада