Коэффициент вязкости. Коэффициент динамической вязкости. Физический смысл коэффициента вязкости
Коэффициент вязкости – это ключевой параметр рабочей жидкости либо газа. В физических терминах вязкость может быть определена как внутреннее трение, вызываемое движением частиц, составляющих массу жидкой (газообразной) среды, или, более просто, сопротивлением движению.
Obsah
Что такое вязкость
Простейший эмпирический опыт определения вязкости: на гладкую наклонную поверхность одновременно выливают одинаковое количество воды и масла. Вода стекает быстрее масла. Она более текучая. Движущемуся маслу мешает быстро стекать более высокое трение между его молекулами (внутреннее сопротивление – вязкость). Таким образом, вязкость жидкости обратно пропорциональна ее текучести.
Коэффициент вязкости: формула
В упрощенном виде процесс движения вязкой жидкости в трубопроводе можно рассмотреть в виде плоских параллельных слоев А и В с одинаковой площадью поверхности S, расстояние между которыми составляет величину h.
Эти два слоя (А и В) перемещаются с различными скоростями (V и V+&Delta-V). Слой А, имеющий наибольшую скорость (V+&Delta-V), вовлекает в движение слой B, движущийся с меньшей скоростью (V). В то же время слой B стремится замедлить скорость слоя А. Физический смысл коэффициента вязкости заключается в том, что трение молекул, представляющих собой сопротивление слоев потока, образует силу, которую Исаак Ньютон описал следующей формулой:
F = µ- × S × (&Delta-V/h)
Здесь:
- &Delta-V – разница скоростей движений слоев потока жидкости;
- h – расстояние между слоями потока жидкости;
- S – площадь поверхности слоя потока жидкости;
- &mu- (мю) – коэффициент, зависящий от свойства жидкости, называется абсолютной динамической вязкостью.
В единицах измерения системы СИ формула выглядит следующим образом:
µ- = (F × h) / (S × &Delta-V) = [Па × с] (Паскаль × секунда)
Здесь F – сила тяжести (вес) единицы объема рабочей жидкости.
Величина вязкости
В большинстве случаев коэффициент динамической вязкости измеряется в сантипуазах (сП) в соответствии с системой единиц СГС (сантиметр, грамм, секунда). На практике вязкость связана соотношением массы жидкости к ее объему, то есть с плотностью жидкости:
&rho- = m / V
Здесь:
- &rho- – плотность жидкости;
- m – масса жидкости;
- V – объем жидкости.
Отношение между динамической вязкостью (&mu-) и плотностью (&rho-) называется кинематической вязкостью &nu- (&nu- – по-гречески – ню):
&nu- = &mu- / &rho- = [м2/с]
Кстати, методы определения коэффициента вязкости разные. Например, кинематическая вязкость по-прежнему измеряется в соответствии с системой СГС в сантистоксах (сСт) и в дольных величинах – стоксах (Ст):
- 1Ст = 10-4 м2/с = 1 см2/с;
- 1сСт = 10-6 м2/с = 1 мм2/с.
Определение вязкости воды
Коэффициент вязкости воды определяется измерением времени течения жидкости через калиброванную капиллярную трубку. Это устройство калибруется с помощью стандартной жидкости известной вязкости. Для определения кинематической вязкости, измеряемой в мм2/с, время течения жидкости, измеряемое в секундах, умножается на постоянную величину.
В качестве единицы сравнения используется вязкость дистиллированной воды, величина которой почти постоянна даже при изменении температуры. Коэффициент вязкости – это отношение времени в секундах, которое необходимо фиксированному объему дистиллированной воды для истечения из калиброванного отверстия, к аналогичному значению для испытываемой жидкости.
Вискозиметры
Вязкость измеряется в градусах Энглера (°Е), универсальных секундах Сейболта ("SUS) или градусах Редвуда (°RJ) в зависимости от типа применяемого вискозиметра. Три типа вискозиметров отличаются только количеством вытекающей жидкой среды.
Вискозиметр, измеряющий вязкость в европейской единице градус Энглера (°Е), рассчитан на 200 см3 вытекающий жидкой среды. Вискозиметр, измеряющий вязкость в универсальных секундах Сейболта ("SUS или "SSU), используемый в США, содержит 60 см3 испытываемой жидкости. В Англии, где используются градусы Редвуда (°RJ), вискозиметр проводит измерения вязкости 50 см3 жидкости. Например, если 200 см3 определенного масла течет в десять раз медленнее, чем аналогичный объем воды, то вязкость по Энглеру составляет 10°Е.
Поскольку температура является ключевым фактором, изменяющим коэффициент вязкости, то измерения обычно проводятся сначала при постоянной температуре 20°С, а затем при более высоких ее значениях. Результат, таким образом, выражается путем добавления соответствующей температуры, например: 10°Е/50°С или 2,8°Е/90°С. Вязкость жидкости при 20°С выше, чем ее вязкость при более высоких температурах. Гидравлические масла имеют следующую вязкость при соответствующих температурах:
190 сСт при 20°С = 45,4 сСт при 50°С = 11,3 сСт при 100°С.
Перевод значений
Определение коэффициента вязкости происходит в разных системах (американской, английской, СГС), и поэтому часто требуется перевести данные из одной мерной системы в другую. Для перевода значений вязкости жидкости, выраженных в градусах Энглера, в сантистоксы (мм2/с) используют следующую эмпирическую формулу:
&nu-(сСт) = 7,6 × °Е × (1-1/°Е3)
Например:
- 2°Е = 7,6 × 2 × (1-1/23) =15,2 × (0,875) = 13,3 сСт;
- 9°Е = 7,6 × 9 × (1-1/93) =68,4 × (0,9986) = 68,3 сСт.
С целью быстрого определения стандартной вязкости гидравлического масла формула может быть упрощена следующим образом:
&nu-(сСт) = 7,6 × °Е(мм2/с)
Имея кинематическую вязкость &nu- в мм2/с или сСт, можно перевести ее в коэффициент динамической вязкости &mu-, используя следующую зависимость:
&mu- = &nu- × ρ
Пример. Суммируя различные формулы перевода градусов Энглера (°Е), сантистоксов (сСт) и сантипуазов (сП), предположим, что гидравлическое масло с плотностью &rho-=910 кг/м3 имеет кинематическую вязкость 12°Е, что в единицах сСт составляет:
&nu- = 7,6 × 12 × (1-1/123) = 91,2 × (0,99) = 90,3 мм2/с.
Поскольку 1сСт = 10-6м2/с и 1сП = 10-3 Н×с/м2, то динамическая вязкость будет равна:
&mu- =&nu- × &rho- = 90,3 × 10-6 ·- 910 = 0,082 Н×с/м2 = 82 сП.
Коэффициент вязкости газа
Он определяется составом (химическим, механическим) газа, воздействующей температурой, давлением и применяется в газодинамических расчетах, связанных с движением газа. На практике вязкость газов учитывается при проектировании разработок газовых месторождений, где ведется расчет изменений коэффициента в зависимости от изменений газового состава (особенно актуально для газоконденсатных месторождений), температуры и давления.
Рассчитаем коэффициент вязкости воздуха. Процессы будут аналогичными с рассмотренными выше двумя потоками воды. Предположим, параллельно движутся два газовых потока U1 и U2, но с разной скоростью. Между слоями будет происходить конвекция (взаимное проникновение) молекул. В итоге импульс движущегося быстрее потока воздуха будет уменьшаться, а изначально движущегося медленнее – ускоряться.
Коэффициент вязкости воздуха, согласно закону Ньютона, выражается следующей формулой:
F =-h × (dU/dZ) × S
Здесь:
- dU/dZ является градиентом скорости;
- S – площадь воздействия силы;
- Коэффициент h – динамическая вязкость.
Индекс вязкости
Индекс вязкости (ИВ) – это параметр, коррелирующий изменение вязкости и температуры. Корреляционная зависимость является статистической взаимосвязью, в данном случае двух величин, при которой изменение температуры сопутствует систематическому изменению вязкости. Чем выше индекс вязкости, тем меньше изменения между двумя величинами, то есть вязкость рабочей жидкости более стабильна при изменении температуры.
Вязкость масел
У основ современных масел индекс вязкости ниже 95-100 единиц. Поэтому в гидросистемах машин и оборудования могут использоваться достаточно стабильные рабочие жидкости, которые ограничивают широкое изменение вязкости в условиях критических температур.
«Благоприятный» коэффициент вязкости можно поддерживать введением в масло специальных присадок (полимеров), получаемых при перегонке нефти. Они повышают индекс вязкости масел за счет ограничения изменения этой характеристики в допустимом интервале. На практике при введении необходимого количества присадок низкий индекс вязкости базового масла может быть повышен до 100-105 единиц. Вместе с тем получаемая таким образом смесь ухудшает свои свойства при высоком давлении и тепловой нагрузке, снижая тем самым эффективность присадки.
В силовых контурах мощных гидросистем должны применяться рабочие жидкости с индексом вязкости 100 единиц. Рабочие жидкости с присадками, повышающими индекс вязкости, применяются в контурах гидроуправления и других системах, работающих в диапазоне низких/средних давлений, в ограниченном интервале изменения температур, с небольшими утечками и в периодическом режиме. С возрастанием давления возрастает и вязкость, но этот процесс возникает при давлениях свыше 30,0 МПа (300 бар). На практике этим фактором часто пренебрегают.
Измерение и индексация
В соответствии с международными стандартами ISO, коэффициент вязкости воды (и прочих жидких сред) выражается в сантистоксах: сСт (мм2/с). Измерения вязкости технологических масел должны проводиться при температурах 0°С, 40°С и 100°С. В любом случае в коде марки масла вязкость должна указываться цифрой при температуре 40°С. В ГОСТе значение вязкости дается при 50°С. Марки, наиболее часто применяемые в машиностроительной гидравлике, варьируются от ISO VG 22 до ISO VG 68.
Гидравлические масла VG 22, VG 32, VG 46, VG 68, VG 100 при температуре 40°С имеют значения вязкости, соответствующие их маркировке: 22, 32, 46, 68 и 100 сСт. Оптимальная кинематическая вязкость рабочей жидкости в гидросистемах лежит в диапазоне от 16 до 36 сСт.
Американское Общество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers – SAE) установило диапазоны изменения вязкости при конкретных температурах и присвоило им соответствующие коды. Цифра, следующая за буквой W, – абсолютный динамический коэффициент вязкости &mu- при 0°F (-17,7°С), а кинематическая вязкость &nu- определялась при 212°F (100°С). Эта индексация касается всесезонных масел, применяемых в автомобильной промышленности (трансмиссионные, моторные и т. д.).
Влияние вязкости на работу гидравлики
Определение коэффициента вязкости жидкости представляет не только научно-познавательный интерес, но и несет в себе важное практическое значение. В гидросистемах рабочие жидкости не только передают энергию от насоса к гидродвигателям, но также смазывают все детали компонентов и отводят выделяемое тепло от пар трения. Не соответствующая режиму работы вязкость рабочей жидкости может серьезно нарушать эффективность всей гидравлики.
Высокая вязкость рабочей жидкости (масло очень высокой плотности) приводит к следующим негативным явлениям:
- Повышенное сопротивление течению гидравлической жидкости вызывает излишнее падение давления в гидросистеме.
- Замедление скорости управления и механических движений исполнительных механизмов.
- Развитие кавитации в насосе.
- Нулевое или слишком низкое выделение воздуха из масла в гидробаке.
- Заметная потеря мощности (снижение КПД) гидравлики из-за высоких затрат энергии на преодоление внутреннего трения жидкости.
- Повышенный крутящий момент первичного двигателя машины, вызываемый возрастающей нагрузкой на насосе.
- Рост температуры гидравлической жидкости, порождаемый повышенным трением.
Таким образом, физический смысл коэффициента вязкости заключается в его влиянии (позитивном либо негативном) на узлы и механизмы транспортных средств, станков и оборудования.
Потеря мощности гидросистем
Низкая вязкость рабочей жидкости (масло невысокой плотности) приводит к следующим негативным явлениям:
- Падение объемного КПД насосов в результате возрастающих внутренних утечек.
- Возрастание внутренних утечек в гидрокомпонентах всей гидросистемы – насосах, клапанах, гидрораспределителях, гидромоторах.
- Повышенный износ качающих узлов и заклинивание насосов по причине недостаточной вязкости рабочей жидкости, необходимой для обеспечения смазки трущихся деталей.
Сжимаемость
Любая жидкость под действием давления сжимается. В отношении масел и СОЖ, используемых в машиностроительной гидравлике, эмпирически установлено, что процесс сжатия обратно пропорционален величине массы жидкости на ее объем. Величина сжатия выше для минеральных масел, значительно ниже для воды и гораздо ниже для синтетических жидкостей.
В простых гидросистемах низкого давления сжимаемость жидкости ничтожно мало влияет на уменьшение первоначального объема. Но в мощных машинах с гидроприводом высокого давления и крупными гидроцилиндрами этот процесс проявляет себя заметно. У гидравлических минеральных масел при давлении в 10,0 МПа (100 бар) объем уменьшается на 0,7%. При этом на изменение объема сжатия в небольшой степени влияют кинематическая вязкость и тип масла.
Вывод
Определение коэффициента вязкости позволяет прогнозировать работу оборудования и механизмов при различных условиях с учетом изменения состава жидкости либо газа, давления, температуры. Также контроль этих показателей актуален в нефтегазовой сфере, коммунальном хозяйстве, других отраслях промышленности.
- Что такое рентабельность, и как она рассчитывается?
- Коэффициент пропускания: связные и родственные понятия
- Моторное масло `Аддинол`: описание, виды, характеристики и отзывы
- Какое масло лить в `Приору`? Автомобиль `Лада Приора-2170`
- Масло `Лукойл Генезис`: отзывы. Характеристики, тесты
- Препарат `Флуифорт`. Инструкция по применению
- Какой должен быть объем масла в двигателе и как определить его уровень?
- Коэффициент критической ликвидности как индикатор платежеспособности.
- Расчет КБМ: определяем скидку на ОСАГО самостоятельно
- Теплообменник `Альфа-Лаваль`: технические характеристики и расчет
- Объяснение: как образуются роса, иней, дождь и снег
- Как проверить КБМ водителя по базе РСА: пути решения
- Коэффициент оборачиваемости: формула. Коэффициент оборачиваемости активов: формула расчета
- Насосы шламовые: техническая характеристика, отзывы и фото
- Что такое тканевая жидкость? Одна из важнейших составляющих организма
- Морская вода
- Трение - это одно из самых главных понятий динамики. Что вы знаете о нем?
- Коэффициент разрыхления грунта — важный параметр строительных работ
- Таблица вязкости моторных масел. Классификация масел по SAE
- Что такое электрическое напряжение
- Удельная теплота плавления - это очень интересно