А. Т. Твардовский `Я знаю, никакой моей вины...`. Анализ стихотворения: идея и художественная форма произведения
Александр Трифонович Твардовский – любимый многими советский писатель и журналист, но более всего он известен как поэт, в чьих строках – одно из наиболее живых отражений Великой Отечественной войны. Произведения Твардовского проходят в школах и учат наизусть, их цитируют, порой даже не замечая этого факта, настолько легко ложатся в память строки. Поэзия Твардовского, на первый взгляд, незамысловатая, но живая, оказывается гораздо более глубокой, если заглянуть за фасад первого впечатления. Она похожа на настоящего, живого и искреннего, человека, что и делает ее любимой многими.
История создания стихотворения
Как известно сейчас, Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Эти картины сильно отразились на творчестве поэта, в котором иногда проскальзывала мысль, что собственная смерть на войне была бы милосерднее постоянного переживания гибели других. Все эти мысли в 1966 году и вылились в стихотворение «Я знаю, никакой моей вины&hellip-», анализ которого можно проводить достаточно долго, рассматривая его под разными углами, с разных точек зрения. И, следует сказать, что многие друзья и родственники Александра Трифоновича не были в восторге от подобных мыслей и такого его настроения.
Основная идея стихотворения
Для автора это стихотворение во многом схоже с исповедью, именно в нем он делится своими самыми сокровенными переживаниями, мыслями. Произведение пронизано тем неподдающимся описанию угнетающим чувством, которое испытывает человек, вернувшийся с войны, когда смотрит в глаза родственникам и друзьям погибших товарищей. Он понимает, что так получилось не по его вине, и что корить себя, в общем-то, не за что, но подобные мысли сами вновь и вновь приходят в голову, заставляя чувствовать себя виноватым, «за то, что мог, но не сумел сберечь». Заставляя думать о том, что лучше было бы, если бы все произошло наоборот, забывая о том, что в таком случае этим же чувством терзались бы его товарищи. И анализ «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского во многом будет опираться именно на эту мысль.
Анализ художественной формы
В первую очередь следует сказать, что даже структура рифмы в этом произведении Твардовского крепко связана с основным содержанием стихотворения. Первые две строки содержат в себе парную рифму:
«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны».
Этим плавным потоком речи автор как бы «начинает» нить своих раздумий. Сначала они идут достаточно ровно, не причиняя боли, но потом приходит понимание, что это чувство, чувство своеобразной вины, замкнуто в кольцо и неразрывно. Как и постоянный возврат к этим размышлениям.
В третьей строке стихотворения встречается такой стилистический прием, как антитеза – «кто старше, кто моложе», помогающий автору подчеркнуть тот факт, что на войне он видел гибель как взрослых зрелых мужчин, так и совсем юных мальчишек, и этот факт он также не может забыть. Противопоставление наблюдается и в пятой строке: «мог, но не сумел». Этот прием отражает неприятную автору разницу между тем, что случилось на самом деле, и тем, чего он бы хотел.
Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." помогает понять еще несколько важных вещей. Конец стихотворения более других строк пронизан своего рода безысходностью, чувством, что из этого круга нет выхода. Говоря "речь не о том", автор словно отрицает все предыдущие строки, словно хочет показать, что все предыдущие мысли были невсерьез, но тут же вновь возвращается к ним, трижды повторяя печальное задумчивое "все же". Эта многократность повторения в разы усиливает эмоциональный посыл всего стихотворения.
Заключение
Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." - задача, требующая большей душевной чуткости и умения представить себя на месте автора. И задача эта достаточно сложна для современного человека, у которого нет подобного опыта в жизни, какой был у Твардовского.
- Семен Гудзенко: биография поэта
- Писатель Джек Лондон: цитаты и афоризмы
- Александр Бушков - библиография: все книги по порядку
- Л. М. Леонов - `Золотая карета`: краткое содержание по главам
- Философская лирика, ее основные черты, главные представители
- А. С. Пушкин, `На холмах Грузии`: анализ стихотворения
- Анализ `К Чаадаеву` Пушкина А.С.
- Философская лирика Лермонтова М.Ю.
- Башкирские писатели и их вклад в культуру страны
- Анализ стихотворения Есенина `Письмо к женщине`. Кому адресовано стихотворение?
- `Из Пиндемонти`: анализ стихотворения А. С. Пушкина
- Классика русской литературы: краткое содержание `Пари` Чехова А. П.
- Н.С. Гумилев, `Заблудившийся трамвай`: краткий анализ. Стихотворение Гумилева…
- Стихотворение в прозе И. С. Тургенева (анализ). `Воробей` Тургенева - чему нас учит…
- Русский поэт Федор Николаевич Глинка: биография, творчество и интересные факты
- Писатель Решад Нури Гюнтекин
- Тихонов Николай Семенович: биография, фото
- Русская литература 20 века, период становления, основные представители
- Полководцы Великой Отечественной войны: основные черты военного искусства
- Первая и вторая ссылка Лермонтова на Кавказ: причины, даты. Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова
- Почему и сейчас популярны произведения Моцарта?