На заметку родителям. Арт-терапия в работе с детьми
Пожалуй, нет на свете человека, полностью свободного от каких-либо комплексов или хотя бы проблем, например, в общении с другими или с самооценкой. Корень зла нужно искать в детстве: как установили психологи, большинство «взрослых» неприятностей возникло много лет назад, когда на неустойчивую детскую психику вольно или невольно было оказано какое-то воздействие. Речь идет не только о психологических травмах (уж их-то точно нельзя оставлять без внимания). На формировании психики ребенка активно сказывается климат в семье и отношения между родителями, наказания и поощрения, взаимоотношения со сверстниками и многое другое. Чтобы вовремя вмешаться в ситуацию, не допустить или выправить личностные проблемы ребенка, стоит хотя бы иногда навещать детского психолога.
Obsah
Работа психолога с детьми – очень важная составляющая правильного развития подрастающего человека. Несложно догадаться, что детским психологам приходится сложнее, чем взрослым: не каждый ребенок вообще пойдет на контакт с посторонними дядей или тётей, не говоря уже о том, чтобы делиться с ними своими страхами и переживаниями. Именно поэтому детские психологи используют самые разные оригинальные формы работы с малышами. Это могут быть, например, сказко-терапия, терапия песком, арт-терапия. С детьми гораздо проще найти общий язык и добиться откровенности тогда, когда они по-настоящему заинтересованы в происходящем.
Арт-терапия в работе с детьми (и, кстати, со взрослыми тоже) – относительно молодое направление, во всяком случае в России о нем узнали не так давно. Но, благодаря своей высокой эффективности, этот метод стремительно завоевал признание у передовых психологов и доверие у родителей.
Что же подразумевает под собой арт-терапия?
В работе с детьми крайне важно наладить контакт, расположить к себе ребенка – порой скрытного и молчаливого от природы. Суть метода сводится к тому, что пациенту дается возможность творить – рисовать, лепить из пластилина, сочинять, импровизировать, создавать инсталляции, даже танцевать. Одним словом – самовыражаться через искусство (отсюда, как вы понимаете, и название). Что это дает? Во-первых, повторимся, достигается очень важная цель – ребенок раскрывается психологу, ведь этот дядя (или тётя) стал для него благодарным и заинтересованным зрителем, высоко оценившим его творчество! А во-вторых, перед специалистом начинают проступать глубинные переживания маленького пациента. Он видит перед собой не просто нарисованный домик и играющих перед ним детей, а картинку из жизни – явной или тайной – ребенка. Перед ним не просто вылепленная из пластилина вазочка, а некий образ, повествующий очень о многом.
Арт-терапия в работе с детьми: новомодная блажь или необходимость?
Такого рода занятия оказываются очень эффективными: выявив то, чего могут не знать даже родители, психолог получает возможность скорректировать поведение ребенка и отношение к нему других членов семьи, применить наиболее подходящие в данной ситуации методы, избавить малыша от страхов и многих других проблем вплоть до энуреза и заикания. Простые беседы, подобные психологическим занятиям со взрослыми, нечасто приводят к таким ощутимым результатам.
Но арт-терапия в работе с детьми требует от психолога не только узкоспециальных знаний по психологии. Здесь очень важно быть еще и педагогом (ребенка нужно мотивировать на рисование, пение или исполнение танца), восторженным ценителем (сугубо профессиональное отношение специалиста к своему творчеству ребенок примет за равнодушие и потеряет к занятию интерес) и разбираться в таких отраслях искусствоведения как колористика, поэтика и т. п.
Найти такого специалиста может оказаться непросто, и лучше всего здесь пойти по пути сбора информации о психологах, практикующих арт-терапию, среди друзей и знакомых, а также пользователей всевозможных сайтов для родителей и «обитателей» соответствующих групп в социальных сетях. Не следует забывать и о том, что психолог вообще и детский в частности – не тот пункт статьи расходов, на котором целесообразно экономить: недостаточно квалифицированный специалист не только не поможет вашему малышу справиться с проблемами, но и, как это ни странно, может создать новые. Впрочем, высокая стоимость услуг – еще не гарантия их качества. Одним словом, ищите настоящего профессионала, а уж он не только найдет, но и решит проблемы вашего ребенка!
- Вторая младшая группа – возраст от 3 до 4 лет. Возрастные группы в детских садах
- Дергается правый глаз: почему это происходит, и что с этим делать?
- Сводный брат - это кто такой?
- Имя Яна: происхождение и характеристика
- Митя. Полное имя и его значение
- Притязания - это что?
- Самостоятельность - это... Что такое самостоятельность и как развить ее у детей и подростков?
- Процесс адаптации ребенка в детском саду: советы родителям
- Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского …
- Аутизм: симптомы у детей и взрослых
- Антропофобия - боязнь людей
- Значение фразеологизма `не лыком шит` и примеры употребления
- Компьютерная зависимость: реалии сегодняшнего дня
- Каково значение слова `льстишь`? Синонимы и примеры
- `Горе луковое`: значение фразеологизма, история и примеры
- Безразлично - это как? Значение слова и его синонимы
- Умственное воспитание детей
- Психолого-педагогическая характеристика: рекомендации к составлению
- Несколько советов, как заставить ребенка учиться
- Как проводится работа с родителями в школе?
- Что такое добро