nisfarm.ru

Почему научное знание является системой: сущность знаний

Движение к установлению научных фактов - во многом подсознательный процесс, однако даже в сознательной его составляющей очевидно: восприятие окружающей действительности, явлений, процессов и объектов происходит исключительно посредством имеющихся знаний и опыта.

почему научное знание является системой

Человек - не программа. Человек не имеет памяти и процессора в том виде, в котором существует соответствующее знание. Человек оперирует исключительно собственными знаниями и опытом, которые в большей части не осознает, но использует: новые знания или имеющиеся - не существенно, важно, что все они - одна система.

Простая формальная модель: компьютер

Почему научное знание является системой, было известно с незапамятных времен. Возможно, древние мыслители не придавали этому особенного значения, но труды и другие следы их активности свидетельствуют о том, что систематизации представлений о действительности и пристальному анализу явлений, процессов, объектов они отводили важнейшую роль.

новые знания

Программирование и компьютеры появились недавно, но нельзя им отдать пальму первенства в вопросах знаний и систематизации информации. Наука сама по себе есть система систем. Всякий объект - система, во всяком случае до тех пределов, до которых дошли воображение и уровень познания реальности - это особенности научного знания, которые известны, наверное, со времен Пифагора, а скорее всего, гораздо раньше.

Очень существенно, что компьютеры дали человеку идеальный инструмент для познания. Не суть важно, что пока этот инструмент лишь игрушка в неумелых руках, но все же количество отчетливо представляющих ситуацию ученых и специалистов растет и новые знания дают им возможность рассматривать информационные технологии в целом (программирование в особенности) как зеркало интеллекта.

Сложная система - человек




Нельзя сказать, что человек - самая лучшая система систем из всех существующих, она такая же, как и все остальные естественные формации. У природы нет избранных и отделиться от нее ничто и никто не может. Мечтать человек может сколь угодно долго и мнить о себе всё, что пожелает, но научным является знание реальных законов мироздания, знание объективных законов систем, а не мечтания и фантастические идеи.

Человек всегда рассматривал все области научного знания как источник своего воображения и способ извлечения чего-то полезного. В этом контексте мечты и фантастика часто обретали реальность, а порой направляли процесс познания в желаемое русло, но получалось всегда только то направление, которое объективно и обосновано.

научным является знание

Вероятно, интуиция и что-то подсознательное, действуя совместно и системно, не дают человеку выйти за пределы дозволенного.

  1. Икар не долетел до Солнца, но дал идею и люди стали летать, хотя совсем другим способом.
  2. Судя по дружному мнению историков, яблоко всё же падало на Ньютона, но шишка на лбу - это не законы тяготения, которые им придуманы. Очень сомнительно, что именно в то время этот человек понял что-то новое. Почему научное знание является системой? Не потому ли, что оно приходит в понимании автора и тех, кто готов услышать его идеи и принять их?
  3. Предсказания Нострадамуса - вовсе не наука, но разве можно отрицать объективность в движении планет? Астрология - это не миф. Мифы не живут так долго, а если и живут, то так не развиваются. Научное знание может продолжать астрологию отрицать до поры до времени, но ничто не мешает научному знанию пользоваться развитием знаний по астрологии.

Человек - такая же система, как и все остальные с «технологической» точки зрения, но в отличие от других, особенно живых систем, человек способен думать, воспринимать и действовать на основании сознательно принимаемых решений. Фундаментальная часть бессознательной составляющей в этом принятии решений - это новое знание, которое еще не познано.

Объекты и системы

Всякий объект представляет собой систему до того предела, которого достигло научное знание и интуиция. Можно даже сказать, что систематизированные знания - это тот фундамент, над которым витает в облаках и идёт в неизведанное интуиция.

Система всегда может быть представлена как объект. Это удобно, когда необходимо работать на конкретном уровне. Анализируя работу аэропортов с целью оптимизации расписания, комфорта пассажиров, экономической составляющей, вовсе не обязательно рассматривать самолеты как системы. В данном контексте, самолет - объект, такой же как кафе в вестибюле, комната отдыха, диспетчер с его мониторами и другие объекты инфраструктуры аэропорта.

области научного знания

Если работать на уровне самолета - он система, в которой взаимосвязаны в единое целое другие подсистемы, но в контексте самолета они представляют собой законченные полнофункциональные объекты: фюзеляж, крылья, двигатели, хвост.

Вопрос о том, почему научное знание является системой, между тем следует задавать в каждом конкретном случае. Да, многое очевидно. Аэропорт, самолет, двигатель, топливо, полет - всё это и системы, и объекты.

Вероятно, можно утверждать, что идеальная система - это система систем. Однако это спорное утверждение. Наверняка можно сказать: всегда есть объект, который обладает определенной функциональностью, находящийся во взаимосвязи со всем, что его окружает.

Научное знание

Определений научному знанию дано множество, из чего следует, что нет одного общепризнанного. Обычно утверждается, что научное знание:

  • система знаний о законах природы, общества, мышления;
  • основа научной картины мира;
  • отражение законов развития мира;
  • строится и организуется по определенным законам;
  • систематизированность и обоснованность (отличительные качества);
  • результат отражения материальной и идеальной действительности в человеческом сознании.

В этом контексте на вопрос о том, почему научное знание является системой, не так сложно ответить. Большое количество ученых сходятся в одном, но выражают это по-своему. Значит, мы имеем дело с системой. Знание - это система, которая взаимосвязана с другими, так же как аэропорты с самолетами и пассажирами, а самолеты - с крыльями и топливом, которое действует через двигатели.

Стадии развития интеллекта

К пониманию того, как образуется знание и как оно становится системой, человек пришел достаточно давно, но последний известный подход сложился к 80-м годам прошлого века, хотя время здесь не имеет особенного значения.

особенности научного знания

По мнению многих ученых, интеллект развивается через три стадии к четвертой:

  • Ситуативный.
  • Репродуцирующий.
  • Контекстуальный.
  • Трансформационный.

Первая стадия интеллекта - накопление первичных знаний. Поведение человека невозможно понять вне ситуации в которой он находится. Это уровень ребенка на начальной стадии его развития.

Репродуцирование знаний - это начало обобщения, начало формирования взаимосвязей между тем, что уже есть и поступающей информацией.

Контекстуальная стадия - решение задач, то есть применение и совершенствование знаний. Система конкретного человека позволяет ему стать самим собой, научиться управлять полученными знаниями и ориентироваться в поступающих.

Трансформационный интеллект

Высшая стадия развития интеллекта - умение применять знания в ситуации, когда нет «готового шаблона решения». Это из серии, когда подлетело НЛО и спросило, как пройти к ближайшему кафе. Или классическая формулировка задачи кибернетиков, которые в прошлом столетии верили, что искусственный интеллект можно будет создать до 2000 года: что будет делать интеллектуальный робот, когда у него в пустыне пересохнет масло, например, только в правой коленке?

Трансформационный интеллект

Сущность знаний, прежде всего, в самих знаниях. Система это или объект - не суть, как именовать и что под этим понимать, важно, что всякое знание активно, оно основано на информации и развивается в том направлении и таким образом, которые определяет само знание.

Sdílet na sociálních sítích:

Podobné
© 2021 nisfarm.ru