Грамматический строй речи - это... Формирование грамматического строя речи детей
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое
Obsah
- Общая информация о грамматическом строе
- Последовательность развития синтаксического строя речи
- Этапы становления речи детей
- Проблемы в становлении грамматической системы у детей дошкольного возраста с ОНР
- Дисграфия при несформированности грамматической речи
- Развитие словарного запаса и синтаксического строя
- Современные методы формирования синтаксического строя
- Методы для формирования грамматической речи
- Приемы, используемые для формирования грамматической речи
- Дидактические игры
- Подводим итоги
Общая информация о грамматическом строе
Грамматика - это дисциплина, которая изучает строй языка и его законы. Благодаря ей речь становится сформированной и понятной для всех окружающих. К. Д. Ушинский считал, что грамматика - это логика языка. У дошкольников, которые осваивают его, формируется и интеллект.
Грамматический строй речи - это объект, который формировался на протяжении множества лет. Основой для его изучения является познание отношений и окружающей действительности. Однако в первое время речь ребенка с точки зрения синтаксиса бесформенна.
Для родителей важно способствовать развитию грамматического (синтаксического) строя речи детей. В ином случае у ребенка может возникнуть дисграфия (нарушение письменной речи). Для профилактики необходимо использовать различные методики и следить за тем, чтобы дети развивались всесторонне.
В усвоении грамматических средств языка можно выделить этапы:
- понимание смысла услышанного;
- заимствование слов из речи взрослых и сверстников;
- образование иных слов по аналогии с уже известными;
- оценка правильности построения речи.
Последовательность развития синтаксического строя речи
Дети изучают грамматический строй постепенно. Это связано с возрастными особенностями и сложностями системы русского языка. Грамматический строй полностью формируется у ребенка к 8 годам.
В работе над развитием грамматического строя присутствуют следующие этапы:
- исправление ошибок;
- совершенство синтаксической стороны речи;
- развитие интереса к родному языку;
- контроль над правильностью речи окружающих.
Этапы становления речи детей
Родители и педагоги должны способствовать освоению морфологической системы русского языка. Важно, чтобы ребенок понял, как правильно склонять. Необходимо также помочь освоить и особенности синтаксиса.
В младшем и среднем возрасте особое внимание уделяется морфологическим особенностям. Грамматический строй речи у дошкольников на данном этапе только начинает формироваться. В этот момент потребуется помочь ребенку понять, как происходит словообразование с помощью суффиксов, приставок и окончаний.
В младшем школьном возрасте происходит совершенствование и усложнение синтаксиса. На данном этапе ребенок должен находить и исправлять ошибки в своей речи.
Проблемы в становлении грамматической системы у детей дошкольного возраста с ОНР
Не секрет, что правильное становление разговорной и письменной речи играет важную роль в жизни каждого человека. Благодаря грамматическому строю каждый из нас может понимать то, что говорят окружающие.
Речь ребенка тесно связана с его умственным и физическим развитием. Именно поэтому важно своевременно обращать внимание на присутствие различных нарушений и избавляться от них. Обследование грамматического строя речи у детей доказывает, что его становление происходит в строгой последовательности.
Общее недоразвитие речи - это нарушение, при котором у ребенка присутствуют разнообразные сложные речевые расстройства. Выделяют три типа данного отклонения:
- 1-я стадия. Характеризуется полным отсутствием речи.
- 2-я стадия. В данном случае речь присутствует. Отсутствуют жесты и лепетные слова. Наблюдаются искажения в звуковом и слоговом строе.
- 3-я стадия. В таком случае наблюдается фонетико-фонематическое и лексико-синтаксическое недоразвитие.
Грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР формируется замедленно. У них присутствует дисгармония языковых компонентов, а также морфологических и синтаксических систем. Специалисты утверждают, что у таких детей присутствует неустойчивость и быстрая потеря внимания. У них, в отличие от сверстников, снижена слуховая память и эффективность запоминания.
Коррекционная работа с детьми с ОНР заключается в развитии синтаксического строя. Он вызывает наибольшее количество проблем у таких дошкольников. Для эффективности коррекции ребенок должен понимать, какую роль играет морфема.
У детей с общим нарушением речи наблюдается затруднение в выборе и соединении грамматических средств. Оно объясняется некомплектностью некоторых языковых операций.
Дисграфия при несформированности грамматической речи
Грамматический строй речи - это взаимодействие языковых единиц между собой. Родители и педагоги должны тщательно следить за его развитием у детей. При возникновении нарушений необходимо в обязательном порядке обращаться к специалисту для предотвращения более серьезных последствий.
При замедленном развитии синтаксического строя может возникнуть дисграфия. Данное заболевание характеризуется невозможностью овладеть письмом при наличии достаточного уровня интеллекта. Нарушение грамматического согласования - это один из симптомов отклонения. Важно, чтобы родители не ругали ребенка за ошибки, а в первую очередь попытались разобраться, с чем связано их возникновение. Возможно, у ребенка присутствует нарушение, коррекция которого должна проводиться у специалиста.
Аграмматическая дисграфия обусловлена некомплектностью лексико-синтаксического строя речи. В таком случае ребенку тяжело установить последовательность слов в предложении. Нередко присутствуют синтаксические нарушения, при которых дети пропускают значимые члены предложения. При наличии данных симптомов любой высококвалифицированный специалист диагностирует, что развитие грамматического строя речи происходит замедленно. Это возможно при нежелании учиться или в том случае, если имеются нарушения.
Развитие словарного запаса и синтаксического строя
Специалисты выделяют две разновидности овладения словарным запасом - качественную и количественную. Они тесно взаимосвязаны между собой. Количественное увеличение словарного запаса обусловлено окружающим миром ребенка. Его пополнение связано с речью взрослых и сверстников. Известно, что на сегодняшний день ребенок трех лет имеет в своем словарном запасе около 3 тысяч слов.
Накопленные слова не могут сами по себе служить средством познания и общения. Важную роль играет формирование грамматического строя речи. Для общения и познания ребенку необходимо правильно строить предложения и словосочетания, используя основы грамматики.
С возрастом у ребенка постепенно начинают приобретать смысловую нагрузку слова, которые имеются в его запасе. В первое время могут наблюдаться ошибки в использовании корней, приставок и суффиксов.
Примерно к трем годам происходит формирование грамматического строя речи детей. Они начинают понимать главные закономерности построения предложений и словосочетаний. В таком возрасте ребенок склоняет слова по падежам и числам. Он может построить простые и сложные предложения. Постепенно увеличивается и словарный запас. На данном этапе важно уделять ребенку достаточное количество внимания и использовать развивающие игры.
Грамматический строй речи старшей дошкольной группы постепенно совершенствуется. Дети осваивают типы склонений и спряжений, формы чередования звуков и способы словообразования. На данном этапе важную роль играет объем словарного запаса ребенка. В возрасте 4-5 лет дети могут обдуманно их использовать, а благодаря грамматическому строю, видоизменять их.
Современные методы формирования синтаксического строя
Развитие грамматического строя – важный этап в полноценном речевом и психологическом развитии. В наши дни школы предъявляют высокие требования к будущим ученикам. Это связано с тем, что в последнее время наблюдается существенное усложнение школьной программы.
Современная работа по формированию основ грамматики содержит в себе следующие категории:
- словоизменение;
- словообразование;
- согласование;
- формирование предложений и словосочетаний.
Со всеми перечисленными основами ребенок должен ознакомиться еще в дошкольном возрасте. Работа по формированию должна проводиться систематически. Огромную роль в данном процессе играют родители.
Методы для формирования грамматической речи
К методам, благодаря которым формируется грамматическая речь, относятся дидактические игры, игры-драматизации, упражнения по словообразованию и их видоизменению, а также пересказ коротких рассказов.
Первые два варианта используют при обучении детей младшего и среднего дошкольного возраста. Упражнения эффективны при формировании грамматической речи у ребенка 4-6 лет. Однако в современных пособиях предлагаются задания для всех возрастных групп.
Приемы, используемые для формирования грамматической речи
Педагогические приемы, которые используются для формирования грамматической речи, разнообразны. Они определяются содержанием, уровнем необычности материала, речевыми особенностями детей и их возрастом. Основными приемами для обучения грамматическим навыкам можно назвать:
- пример;
- объяснение;
- сопоставление;
- возобновление.
Благодаря им, можно исключить возникновение возможных ошибок при построении предложений и продемонстрировать ребенку правильные конструкции.
Дидактические игры
В последнее время особую популярность имеют дидактические игры грамматического строя речи. Это эффективное средство для закрепления имеющихся навыков. Нередко при дидактических играх используется мяч. В таком случае взрослый должен передавать его ребенку и называть какой-либо предмет, например "стол". Дошкольнику необходимо назвать этот же предмет, но в уменьшительной форме - "столик" и т. д.
Эффективной также является игра, в которой ребенок должен изобразить на листе бумаги предмет, а затем объяснить, что именно он нарисовал (предмет, количество, размер, цвет).
Подводим итоги
Грамматический строй речи - это связь, которая присутствует между словосочетаниями и предложениями. Именно благодаря ему человек может общаться с другими людьми. Важно следить за правильностью грамматического строя с малых лет. Любые нарушения могут свидетельствовать о возможных отклонениях в развитии ребенка.
При наличии ошибок, которые не связаны с незнанием правил, важно своевременно обратиться к логопеду. Для формирования грамматического строя у дошкольников часто используют дидактические игры. Этот способ является одним из наиболее эффективных.
- Коммуникативные качества речи
- Диагноз `дизартрия`: что это такое?
- Почему так трудно повысить уровень языка: психологический аспект
- Как пишется `получше`? Как правильно пишется слово `получше`?
- Развитие речи в первой младшей группе. Занятия по развитию речи в ДОУ
- Успешная социализация дошкольников как результат грамотного взаимодействия семьи и детского …
- Средство связи предложений в тексте: разновидности и особенности
- Аутизм: симптомы у детей и взрослых
- Экспрессивная речь и ее виды
- Вражда - это просто неприязнь?
- Языкознание. Гласные звуки, классификация гласных звуков
- Виды дисграфии и дислексии
- Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
- Деловой стиль: речь, одежда, внешний вид
- Умственное воспитание детей
- Богатство речи - свидетельство культуры и образованности
- Порядковые числительные
- Производные предлоги и их правописание
- Распознавание речи Windows 7
- `Благоволить` - это... Значение слова, употребление, его связь с латинской…
- Первобытно-общинный строй и его характеристика