Что такое форма в искусстве, содержание, стиль, направления
Вопрос о том, что такое форма в искусстве, не так прост, как может показаться. Многозначность понятия приводит к затруднениям в определении и в классификации его видов. Художественное искусство реализуется в различных формах, которые отличаются по разным параметрам. Есть несколько подходов к определению этого явления.
Obsah
Что такое форма в искусстве: проблема определения
Искусство является важнейшим способом познания мира, при помощи него человек в образной форме представляет свое восприятие мира. Это важная составная часть духовной культуры человечества. Оно помогает людям удовлетворять познавательные, эстетические и социальные потребности. Искусство имеет свой, особый язык, при помощи которого передает информацию. Трудности определения данного понятия связаны с тем, что художественная форма чрезвычайно разнообразна и многогранна. Кроме того, искусство как форма культуры обладает характеристикой синкретичности, в нем объединены разные выразительные средства, оно воплощает различные идеи, которые трудно поддаются конкретной дефиниции. Сила воздействия и степень передачи идеи в искусстве напрямую связаны с художественной формой.
Глобальное понимание формы
По большому счету искусство само является формой. Оно реализует весь духовный опыт человечества и отражает субъективное восприятие мира. Аккумулируя художественное наследие цивилизаций, искусство становится художественной формой духовной культуры. Оно преобразует действительность в образы и принимает материализованные формы: книги, картины, спектакли. В такой трактовке под формой понимается само искусство как воплощение творческой идеи и реализация художественного образа.
Форма vs содержание
Основная философская проблема, которая так и не нашла единственного решения, - это вопрос о первичности и взаимосвязи формы и содержания в искусстве. В противопоставлении содержания и формы вопрос о том, что такое форма в искусстве, рассматривается через сравнение этих понятий. В такой трактовке под формой понимается неразрывное единство внешних качеств и внутренней структуры объекта, форма – то, во что облекается содержание.
Художественная форма в этом подходе представляется многогранной и реализуется в конкретной структуре произведения искусства посредством различных выразительных средств, характерных для определенных видов искусства, жанров и стилей. Данные средства всегда материальны, поэтому нередко форма понимается как материальная оболочка идеи, содержания.
В широком смысле форма в искусстве – это способ выражения и существования художественной идеи, т.е. содержания. Гармоничное сосуществование формы и содержания создает идеологическую и художественную ценность произведения искусства.
Особенности художественной формы
Искусство призвано отражать реальную жизнь, при этом оно вырабатывает универсальный язык художественных образов, понятный для всех людей. Отсюда вытекают главные особенности формы в искусстве: она всегда обусловлена замыслом автора, то есть является вторичной по отношению к содержанию, она всегда имеет структуру, связана с конструктивными характеристиками произведения, всегда содержит эмотивный компонент и всегда воспринимается субъективно.
Художественная форма характеризуется одновременно устойчивостью и подвижностью. С одной стороны, она подчиняется законам времени и видам искусства, так, в литературе устойчивыми формами являются сонет, романс, элегия, ода, рассказ, повесть и т.д., с другой стороны, искусство постоянно ведет поиск новых выразительных возможностей, что приводит к появлению особых форм, например, в литературе это роман-джаз, роман-поток сознания.
Свойства формы в искусстве
При всем многообразии форм в искусстве они обладают набором характеристик, которые позволяют ответить на вопрос о том, что такое форма в искусстве. Она неразрывно связана с образом, который не всегда может быть смыслом, но всегда имеет эмоциональную составляющую. Например, искусство абстракционизма или стихи обэриутов несут в себе образ, но смысл не всегда декодируем. Форма обладает наглядностью, так как она всегда имеет материальное исполнение в различных выразительных средствах, то она постигаема при помощи органов чувств. Она экспрессивна, в любом случае форма создается для передачи замысла, т.е. ее главная функция – выражение идеи. Форма строится по принципам сходства и подобия. Человеческое творчество всегда базируется на каких-либо существующих в реальности объектах, форма всегда уподобляется или противопоставляется реальным объектам мира. Также она многообразна, количество художественных форм неисчислимо, так как фантазия человечества продолжает продуцировать все новые их разновидности.
Виды художественной формы
В эстетике есть традиция разделять художественную форму по отношению ее ко времени и пространству. Формы, развивающиеся во времени, – временные: литература и музыка- развертывающиеся во времени и пространстве: кино, танец, театр, архитектура- декоративно-прикладные формы, существующие только в пространстве: графика, скульптура, живопись, фотография.
Также принято выделять такие разновидности формы, как внешняя и внутренняя. Внешняя форма связана с используемыми выразительными средствами, которые отобраны и аранжированы автором в соответствии с художественным замыслом и требованиями жанра. Внутренняя форма связана с развитием содержания в структуре произведения, она реализуется в композиции, сюжете, наборе персонажей.
Каждый вид искусства раскрывает свое образное содержание через форму, обладающую определенными характеристиками. Так, форма в изобразительном искусстве, по словам А. Хильдебранда, имеет четыре разновидности: существования, явления, воздействия и представления, и обладает такими характеристиками, как направленность, образность, выразительность, осязательная ценность, чувственность.
Форма и жанр
Существует устойчивое представление о том, что художественная форма – это жанр искусства. У такой точки зрения есть все основания, ведь жанр – это устойчивый набор формальных и содержательных характеристик художественного произведения. Каждый вид искусства имеет свой набор таких форм. Например, жанрами живописи являются натюрморт, пейзаж, портрет, в которых есть чисто формальные параметры, дающие возможность реализовать художественный замысел.
Форма и стиль
Форма имеет относительную самостоятельность, она живет и развивается по своим внутренним закономерностям, но временные факторы всегда оказывают на нее свое влияние. Так, художественные стили имеют свои устойчивые формы. Они, как и жанры, сочетают в себе комплекс формальных и содержательных характеристик. Существует выразительный язык модерна, готики, ренессанса, классицизма, экспрессионизма и т.д., который формируется под влиянием эпохи и господствующих эстетических идеалов. Каждая школа искусств в свое время предпочитает свой набор выразительных средств, которые и складываются в художественную форму. Например, барочная форма характеризуется пышностью, избыточностью, размахом, интенсивностью эмоций, сложным ритмом.
Древний мир: источник форм искусства
Основные формы искусства начали формироваться в период его зарождения и становления. В древнем мире творческая деятельность отличалась синкретизмом, вычленение отдельных художественных форм происходит неравномерно. Сначала происходит выделение изобразительных форм, этот процесс начался еще в эпоху палеолита и неолита. Самой древней изобразительной формой является орнамент. Позже появляется музыка и словесное творчество, они существовали преимущественно в виде мифов и фольклорных произведений. Формы древнего искусства преобразовывались и обогащались арсеналом выразительных средств. Немного позже античная школа искусств пополняет ассортимент форм театром, хореографией, особое значение приобретает музыка. В Средние века ввиду высокой роли религии на первый план выходит архитектура, в ней формируется множество новых форм, которые впоследствии станут нормой. Начиная с эпохи Возрождения до Нового времени складывается традиционная система художественных форм. Окончательно формируются жанры литературы, живописи, хореографии. Эпоха больших стилей обогатила копилку художественных форм и завершила формирование традиционного набора устойчивых признаков произведения искусства. С этого времени нарастает тенденция к созданию синтетических форм искусства, которые бы объединяли возможности нескольких традиционных разновидностей.
Современные преобразования формы
Технический прогресс приводит к тому, что художественное искусство переживает всплеск порождения новых форм искусства. Появляются новые и синтетические формы и средства воплощения авторского замысла: фотография, кино, телевидение. Искусство стремится использовать возможности технологий для решения художественных задач.
Сегодня форма современного искусства вновь переживает времена модернизации. Появляются такие новейшие формы, как: боди-арт, перфоманс, граффити, акционизм. А развитие цифровых технологий провоцирует возникновение инсталляций, медиа-арта, 3D-видео.
Тенденция к синтетичности продолжает действовать и сегодня, современный художник все реже обходится возможностями одной формы для воплощения своей идеи, и ответ на вопрос, что такое форма в искусстве, все сложнее найти. Мы видим, что даже в таких малотехнологичных видах искусства, как литература и живопись, появляются новые художественные формы. Так, все произведения постмодернизма стараются сочетать в себе несколько форм, например, романы М. Павича «Хазарский словарь» и У. Эко «Имя розы» соединяют разные жанровые, стилевые и функциональные характеристики.
- О том, что такое гермафродит
- Замок на велосипед, или Как защитить свой байк от угона
- Древний Египет: скульптура и искусство как источник культуры древнего мира
- Что такое семинар и как его правильно проводить
- Что такое WWW: история создания Всемирной сети
- Технология как часть общечеловеческой культуры: основные аспекты взаимосвязи
- Кулинария - это искусство
- Символизм – что такое? Значение и толкование
- В чем отличие дзюдо от самбо?
- Сочинение `Что такое подвиг`: азы написания
- Эстетический – это прекрасный? Значение слова `эстетический`
- К какому классу относится человек разумный?
- Что такое спесь? Значение и синонимы
- Золотой век - это что такое?
- Художественный образ в литературе и искусстве
- Модернизм в литературе: То, Чего Еще Никогда Не Было
- Всегда ли нужна очная форма обучения
- Информация в информатике
- Чувственное познание и его место в процессе отражения действительности
- Структура культуры
- `Благоволить` - это... Значение слова, употребление, его связь с латинской…