Календарные мифы и представления древних о цикличности жизни
Мифология – это отражение в сознании людей сложных и часто необъяснимых явлений
Obsah
В круговороте бытия
Рождение, развитие и смерть – это те стадии, которые проходит не только каждое живое существо, но и любой объект или явление окружающего мира. Ярче всего цикличность проявляется в смене дня и ночи и в движении солнца по небосводу: день сменяется вечером, потом наступает ночь, когда кажется, что солнце умерло, но потом обязательно наступает утро и новый день. А после зимы с ее коротким днем и умирающим солнцем обязательно приходит весна.
Календарные мифы, посвященные умирающему и воскресающему благому солнечному божеству, есть во многих культурах. В них получила символическое выражение идея возрождения природы, а значит, и жизни.
Особое место эти мифы занимали в верованиях земледельческих народов. Вся жизнь их была подчинена природным циклам, а время посева и сбора урожая тесно связано с определенными сезонами. И смена этих сезонов была настолько важна, что за этот порядок отвечали самые главные боги. Причем они нередко приносили себя в жертву, чтобы природный цикл продолжался, и холодная зима сменилась весной.
Древнейшие календарные мифы
Большинство мифов повествуют о богах или могучих героях. Не исключение и календарные мифы. Самые древние из них – солярные – связаны с культом плодородия. В них солнечное, дарующее жизнь божество погибает в сражении с силами тьмы и холода. Но спустя время снова возрождается и одерживает победу.
О победе солнца над тьмой, жизни над смертью повествуют нам календарные мифы, примеры которых есть в верованиях Древнего Египта (миф об Осирисе), Финикии (миф о воскресшем из мертвых Таммузе)- древней Греции (сказание о Деметре и Персефоне), в мифологии хеттов (Телепин), Скандинавии (Бальдр) и многих других. Все эти мифы, родившиеся в культурах разных народов, имеют много общего. Но главное то, что в них божество, олицетворяющее плодородную силу солнца, погибает, а затем возрождается уже в новом качестве.
Идея цикличности жизни в мифологии древних славян
Солярный культ и разнообразные земледельческие обряды нашли отражение и в верованиях древних славян. Их мифы хорошо изучены, в том числе и календарные мифы, примеры которых можно найти как в солидных научных работах, так и в популярной литературе.
Верования славян разнообразны, но наиболее ярко идея цикличности проявляется в мифе о Яриле.
Ярило – солярное божество, воплощение плодородной, животворящей, мужской силы солнца – был одним из наиболее почитаемых богов у славянских народов. Культ Ярилы являлся настолько значимым, что некоторые его элементы дошли до наших дней, стали частью христианской обрядности и любимых народных праздников, например, Масленицы.
Календарные мифы повествуют, что ранней весной, когда начинают таять снега, спускается на землю юный Ярило. Он едет на белом коне босой и простоволосый, в одной руке у него человеческий череп – символ смерти, а в другой – пучок колосьев, олицетворяющий возрождение и продолжение жизни.
Юноша Ярило взрослеет, становится красивым и сильным мужчиной. Он дарит свою силу земле, в которую уже брошено семя. Но семя погибает, чтобы дать жизнь зеленому ростку. И Ярило, растратив ярую силу, старится, дряхлеет и умирает. В начале лета, когда поля зеленели от всходов, праздновались ярилины дни, русалья неделя, названная так, потому что в древности и русалки были духами плодородия.
А в дни летнего солнцестояния Ярилу хоронили, причем этот обряд сохранялся еще в XIX веке. Но это был веселый праздник, ведь Ярило умер ради продления жизни. После зимнего солнцестояния он снова родится маленьким Колядой, чтобы на следующую весну спуститься на землю дарующим любовь и жизнь Ярилой.
Солнечный календарь славян
Славянские календарные мифы находят отражение в древнем земледельческом календаре, который, в свою очередь, был связан с важными для человека сезонными явлениями.
Год земледельца начинался весной, когда люди с нетерпением ожидали освобождения земли от снега. В это время праздновались проводы зимы с символическим сжиганием ее чучела и огненными тележными колесами, которые катали с крутых берегов рек.
Проводив зиму, закликали весну-Леля, жгли костры, водили хороводы, славили Ярилу, чтобы в начале лета после гуляний и плясок русальей недели без грусти и сожаления схоронить его.
Осенью чествовали богов урожая и приплода скота Мокошь и Велеса, варили меды и пекли караваи. И ждали прихода зимы, чтобы в день Карачуна согреть у костров души предков и прогнать огнем силы зла. А потом с радостью встречали рождение нового солнца, младенца - Коляду.
Календарные мифы, праздники и обряды – часть национальной культуры всех восточнославянских народов. Описанные историками и этнографами, они до сих пор не утратили своей актуальности, люди их помнят и любят.
- Почему нельзя спать на закате - правда и мифы
- Лунное затмение: мистика или закономерность природы?
- Когда происходит овуляция у женщин? Основные признаки
- Почему кошмары снятся? Узнаем!
- День строителя: дата праздника
- Тотемизм - это умершее верование, или оно существует и по сей день?
- Снятие порчи на смерть: что поможет?
- Язычество – это религия или культурные традиции?
- Как дать имя девочке по святцам
- Великие художники мира. Имена и произведения
- Как выглядит символ юности? Разнообразная символика юности
- Праздники в Европе в мае: какие и когда?
- Новый парк динозавров в Москве на ВДНХ
- Пословицы о природе: кто и зачем их сложил?
- Банши - кто такие? Ирландская мифология
- Что такое ночь? Подробный разбор
- Интересно, а к чему снится котенок?
- Как перестать бояться смерти: рекомендации. Как избавиться от страха смерти: советы психолога
- Эстетический – это прекрасный? Значение слова `эстетический`
- Почему научное знание является системой: сущность знаний
- Поздравления с именинами для родных и близких