Филон Александрийский - еврейский философ I века
Филон Александрийский (Иудейский) – богослов и религиозный мыслитель, живший в Александрии с примерно 25 года до н. э. по 50 год н. э. Был представителем еврейского эллинизма, центр которого тогда находился как раз в Александрии. Большое влияние оказал на развитие всего богословия. Широко известен как создатель учения о Логосе. О философском учении этого мыслителя мы и поговорим в данной статье.
Obsah
Филон Александрийский: философия и биография
В те годы, когда знатный александрийский иудей Филон приехал в Рим, городом правил Калигула. Философ тогда был послом иудеев, которые отправили его решать важные проблемы, возникавшие между ними и Римом. Уже в те годы Филон, получивший греческое образование в Александрии, был известен как мыслитель, стремящийся объединить идеи стоической и платонической философий с ветхозаветной религией. В частности, он говорил о том, что мысли, которые высказывали древнегреческие философы, иудеи задолго до этого почерпнули из божественных откровений.
Стремясь доказать свою правоту, Филон и другие философы-иудеи, придерживающиеся его образа мыслей, занимались видоизменением священного писания согласно стоическим и платоническим понятиям. Это не имело большого успеха у их языческих современников, однако позднее, во II-III веке н. э., оказало большое влияние на развитие христианской мысли и греко-римскую философию, связанную с религией.
Мышление и вера
Филон Александрийский, если говорить о нем как о представителе иудейского вероучения, был идеалистом, подобно Платону в язычестве. Мыслитель отлично разбирался в греческой философии, из которой заимствовал понятия для объяснения божественных чудес. Тем не менее, несмотря на научный подход к религии, он оставался истово верующим человеком, чтящим священные книги. Более того, то, что было написано в божественных откровениях, он воспринимал как наивысшую мудрость.
Основной целью всех философских трактатов Филона было одно – прославить религию своего народа и защитить ее от нападок. А свою главную задачу мыслитель видел в том, чтобы доказать одно единственное утверждение: учение Платона о боге и благе, а также учения стоиков о добродетелях и душе Вселенной одинаковы с основными догматами иудейской религии. И все эти труды были для одного – доказать язычникам, что все идеи их древних философов принадлежали и принадлежат иудейскому народу.
Размышления о боге
Филон Александрийский, как и всякий религиозный мыслитель, считал, что главное интеллектуальное стремление для философа – размышление о боге. Мир представлялся ему неотделимым от бога, своеобразной божественной тенью, которая полностью зависит от своего создателя. Однако ветхозаветный Яхве не мог полностью удовлетворить требования философа из-за своей антропоморфности. Вдали от своего святилища, Иерусалимского храма, божество теряло конкретно-национальный характер.
Русские переводы трактатов Филона говорят о том, что мыслитель пытался философски осмыслить акт творения мира, представленного в Ветхом завете, активно используя термин «логос», заимствованный из стоицизма. Однако это понятие в толковании Филона претерпело сильные изменения. Так, мыслитель называл логосом божьего сына, который выступает как посредник между миром и богом, человеком и богом. Кроме того, логос наделен чертами заступника человечества. Таким образом, Филон закладывает и основу христианских учений о богочеловеке, божестве-спасителе.
Теология
Вся сложность монотеистических религий, одну из которых и пытался осмыслить Филон Александрийский, в том, что необходимо философски объяснить ее положения. Отсюда и связь философии с религией сначала в учении Филона, а затем и в христианстве. Таким образом, теология (богословие) становится здесь настоящей теоретической базой для монотеистического вероучения. И в основе этого вероучения – логос, который представляется божественным словом, с помощью которого бог сотворил мир: «Вначале было Слово&hellip-».
Русские переводы записей Филона свидетельствуют о том, что в этом определении логоса слились представления о данном термине самих стоиков и понятие иудейского вероучения об ангелах, посланниках Яхве. Присутствуют в трактовке логоса и мысли Платона, который понимал это понятие как совокупность идей, сформировавших все вещи в нашем мире. Таким образом, теология превращается в один из аспектов философии.
Основные понятия учения Филона
Учение Филона Александрийского говорит о том, что вершиной телесного мира является человек. И в разумной части души человеческой проявляется логос. Однако логос, по мнению Филона, не является материальным объектом. А следовательно, в человеке противопоставляются две силы – духовная (нематериальная) и земная, связанная с природой. Душа понимается как несовершенное подобие бога.
Что касается этической стороны доктрины Филона, то она совершенно аскетична и основывается на противостоянии тела и души. При этом именно материальная оболочка склоняет человека к греху. Более того, согласно Филону человек, который прожил на земле хотя бы один день, утратил свою чистоту. А утверждение философа о том, что все люди являются «детьми божьими», которые одинаково греховны, делает его предшественником христианской мысли.
Филон Александрийский: труды
Все книги философа принято разделять на 4 группы:
- Историко-биографические труды, которые были написаны риторическим слогом. Среди них выделяют «Жизнь Авраама», «Три книги о Моисее», «Жизнь Иосифа». Все они были написаны на основе легенд и Священного Писания и предназначались для язычников.
- Трактаты о нравственности, самый известный из которых - «О десяти заповедях».
- Сочинения на политические темы, описания общественной деятельности философа. Например, рассуждение «О посольстве».
- Труды, в которых Священное Писание трактуется аллегорически. Эти книги были предназначены для иудеев. Написал их уже в старости Филон Александрийский. «Правила аллегории» - главное сочинение этой группы. Здесь философ комментирует разные фрагменты Пятикнижия – о херувимах, священных законах, жертвоприношениях Авеля и Каина, о Ноевом ковчеге, сновидениях и т. д.
В этом списке приведены только основные книги мыслителя. Кроме них у Филона существует множество других трактатов, которые во многом повторяют мысли, высказываемые его современниками из числа иудеев и греков.
Заключение
Таково было философское учение Филона Иудейского, если описывать его в общих чертах. Однако уже из вышесказанного можно заметить, насколько близко христианское учение к мыслям иудейского философа. Филон, таким образом, стал одним из основателей христианского вероучения. И неудивительно, что его трактаты пользовалась такой большой популярностью у раннехристианских теологов.
- Мазаччо, `Троица` – реформа перспективы
- Культура Киевской Руси . Византийское влияние
- Философия Фомы Аквинского
- Философия 20 века.
- Тотемизм - это умершее верование, или оно существует и по сей день?
- Виды истины в философском знании
- Евангелие от Иоанна: толкование древнего текста
- Картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием
- Прохождение карт Мистика и Лагера в `Майнкрафте`
- Подробно о том, как сделать, чтобы `Майнкрафт` не лагал
- Эпикур: `философия из сада`
- Святой Апостол Марк. Акафист Апостолу Марку
- Телезрители и знатоки `Что? Где? Когда?` - противостояние по разные стороны экрана
- Биофизик Александр Леонидович Чижевский: биография, достижения, открытия и награды
- Общество как форма жизнедеятельности людей. Влияние человека на общество и общества на человека
- Жак Лакан, французский философ и психиатр: биография
- Максим Топилин: биография, карьера
- Свечи от запора как помощь в решении проблемы
- Кострома: численность населения, этнический состав
- Стадион `Звезда` (Пермь) - домашний стадион `Амкара`
- Конная статуя Марка Аврелия: описание