Законы диалектики Гегеля: мышление определяет бытие
Диалектика – очень многозначное слово, существующее в философии с незапамятных времен. В свое время Гегель емкой фразой охарактеризовал возникновение и значение этого философского метода: «Если Фалес был творцом философии природы, Сократ – моральной философии, то Платон создал третью философию – диалектики». В философии законы диалектики понимаются как учение о наиболее общих связях, основных принципах и становлении бытия, а также о развитии познания. Таким образом, диалектика является одновременно и философской теорией, и методом познания.
Законы диалектики или их элементы в упрощенном виде появляются у многих древних философов, описывающих мир или космос как внутренне противоречивый процесс. Для древнегреческой гносеологии характерен такой термин, как «софия» – диалектическое постижение. Элементы диалектики мы наблюдаем и на Востоке, особенно в философских системах даосизма и буддизма (например, в учении о том, что не всякое понятие тождественно самому себе, или в парадоксальных рассуждениях о том, что «слабость велика, а сила ничтожна»). Диалектическим является учение Гераклита о Логосе – это и война, и мир, голод и насыщение, вода и огонь, а каждое рождение – это смерть предыдущего. У Сократа диалектично умение вести диалог, которое он называет маевтикой – «искусством повивальной бабки». Диалектическим можно назвать утверждение Платона о том, что идея одновременно есть и не есть вещь. Таких примеров можно найти множество как в философии Средневековья, так и Нового Времени.
Однако у Гегеля законы диалектики окончательно формулируются как постулаты взаимоотношения бытия и мышления, вернее господства мышления над бытием. В своих наиболее фундаментальных трудах – «Наука логики», «Философия природы» и «Феноменология духа» он, опровергая тезис Канта о том, что материя не выводится из сознания, а сознание из материи, фактически заявил, что и материя, и сознание развивается по одним законам – диалектической логики. Изначально существовала тождественность бытия и мышления (esse), но в этой тождественности таились противоречия субъекта и объекта. Познавая себя, это единство отчуждает свои объективные качества и создает инобытие (материю, природу). Но поскольку сущностью этого инобытия является мышление, то и материальный мир логичен, а его смыслом является развитие абсолютной идеи, высшей ступенью которой является Абсолютный Дух.
Законы диалектики Гегеля фактически являются законами мышления как высшей формы познания. Мышление способно обнаружить в предмете собственное содержание, которым является понятие – суть предмета. Только диалектическое мышление может постичь то, что разумное, божественное, действительное и необходимое совпадают по сути, а не по внешним проявлениям. Формальная логика на это неспособна, потому что она ограничена законами мышления, диалектическая же постигает законы развития.
Законы диалектики, сформулированные Гегелем, прежде всего, относятся к понятиям. Первый закон говорит о том, что понятия развиваются от простых к сложным, от конкретных к абстрактным и, наоборот, они перетекают одно в другое. Создание новых понятий происходит через качественные изменения, прыжок, «прерывание непрерывности». Второй закон утверждает, что каждое понятие является единством тождества и различия – ведь в основе любого из них лежат противоположности, которые приводят к движению и развитию. И, наконец, третий закон – отрицания отрицания – описывает схему развития понятий. Всякое новое понятие отрицает предыдущее, в то же время что-то от него берет, а последующее возвращается к первому, но уже на ином уровне.
Гегель разработал также категории, принципы и законы диалектики. Единичное, особенное и общее являются основными категориями развития понятий и представляют собой триаду. Сама схема Гегеля о развитии бытия и мышления, природного, духовного и исторического мира тоже является триадой. Если изначальное, единое бытие-мышление он характеризует как «абстрактное бытие», то создание природы философ называет «содержательным бытием», а появление человека, исторический процесс и возникновение познания – «сознательным бытием». Таким образом, его диалектика – это «наука об идее в себе и для себя сущей».
- Философия Фомы Аквинского
- Философия 20 века.
- Бытие в философии
- Виды истины в философском знании
- Что означает выражение `не оглядываясь`
- Плюрализм в философии - это... Философский плюрализм
- Эпикур: `философия из сада`
- Теория государства, права. Функции государства. Понятие, предмет, функции, структура и методы…
- Что такое метод? Метод: определение
- Филон Александрийский - еврейский философ I века
- Учитывать - это что за слово?
- Эстетический – это прекрасный? Значение слова `эстетический`
- Эфенди: что значит это выражение?
- Какой смысл кроется в утверждении `что естественно, то не безобразно`
- Онгоинги: что это такое и как в них разобраться?
- Функции Философии
- Материалистическое понимание истории
- Чувственное познание и его место в процессе отражения действительности
- Особенности и структура философии
- Исторические типы философии
- Социальное происхождение человека и соотношение интересов социальных групп в общественном развитии